Предпросмотр файла:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
_______________________________________________________
140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23
Телефоны 44-2-7405, 44-2-7206. E—mail: vosk—school9@mail.ru
Конспект Дифференцированного урока по геометрии и физики для 9 класса
на тему «Векторы и физика»
Выступила:
учитель математики и физики
Казарцева А.В.
учитель математики
Батагова Н.А.
Воскресенск
2016 год
Цели урока:
Научить учащихся использовать понятие вектора при решении физических и математических задач.
Развивать интерес учащихся к изучению математики и физики.
Активизировать познавательную активность учащихся.
Задачи урока:
Продолжить формирование и закрепление навыков выполнения действий над векторами.
Показать связь между физикой и математикой.
Способствовать развитию внимания и интереса у учащихся к математике и физике.
Организовать деятельность учащихся по изучению терминологии на русском, казахском, английском языках
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, дидактический материал, ноутбуки для учащихся.
Ход урока.
1.Создание проблемной ситуации:
Учитель математики (вступительное слово):
Сегодня у нас очень интересный и ответственный урок, потому что – это урок геометрии с применением компьютерных технологий, а ответственный потому, что вам нужно показать не только свои знания, полученные на уроках геометрии по теме: «Сложение и вычитание векторов», но и знания и умения, которыми вы овладели на уроках физики.
Учитель физики: Сейчас я познакомлю вас с терминами необходимыми вам на уроке.
|
|
Вектор |
Vector |
Длина вектора |
Modulus of vector |
Правило параллелограмма |
Parallelogram law, parallelogram rule |
Правило треугольника |
Triangle law |
Проекция вектора |
Vector projection |
Противоположные векторы |
Opposite vectors |
Сонаправленные векторы |
Codirectional vectors |
Составляющие вектора |
Vector component |
Термины проговариваются учениками совместно с учителем.
Учитель математики:
История о том, как «лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись» известна всем. Напомним её
Однажды Лебедь, Рак да Щука Учитель физики: Поклажа бы для них казалась и легка: |
|
Басня утверждает, что «воз и ныне там»…
На протяжении урока мы выясним эту проблему и еще раз вернемся к этой басне
Учитель математики:
Для более успешной работы весь класс разбит на три группы, в каждой группе работает консультант и урок проходит с использованием ИКТ.
Учитель физики: Каждая группа подготовила домашнее задание, в виде выступления. И мы попросим выступить лидеров групп: Конюхова Артема (историческая справка), Хазову Людмилу (скалярные величины), Иванова Артема (векторные величины).
На выступление отводится времени не более 2 минут.
1группа. Историческая справка о происхождении термина «Вектор»
2 группа. Физические векторные величин
3 группа. Физические скалярные величин
Учитель математики. Повторим действия с векторами. Устный опрос.
Выставляет оценки каждому ученику своей группы (макс 2 балла) и вносит их в оценочный лист
Время на работу 4 минуты.
Учитель физики. А сейчас я хотела бы, чтобы вы решили задачу по физике.
Рассмотрите различные варианты сил, приложенных к телу и графическим построением, найдите равнодействующие этих сил.
Обсудите задачу в группах и предложите решение
Проверка решения осуществляется учителем. Проверить термины на руссом и английском языках 2 минуты.. Выставляет оценки каждому ученику своей группы (макс 2 балла) и вносит их в оценочный лист.
Контролирующая самостоятельная работа. Работают в группах. Каждая правильно решенная задача, оценивается в 1 балл. Задания на карточке. Этот тест содержит пять задач по геометрии и пять задач по физике. Время на работу 20 минут. Каждый ученик самостоятельно проверяет и оценивает свою работу (макс 9 баллов) и вносит их в оценочный лист. Учитель проверяет индивидуально пятое задание по геометрии.
Геометрия.
Дан квадрат АВСД . Укажите равные вектора.
А) ; В) ; С) ; Д) ;
2. Выразите через .
А) ; В) ); С) ; Д) ;
3. Выразить вектор через векторы и (АВСД-параллелограмм)
А) ; В) ; С) ; Д)
4. В прямоугольнике АВСД стороны равны 9см и 40см. Найдите .
А) 41см; В) 82см; С) 40см; Д) 9см.
5. Перед вами фигура, составленная из отрезков. Можно ли на этих отрезках расставить векторы так, чтобы в сумме получился ?
Физика.
1.Автомобиль тормозит на прямолинейном участке дороги. Какое направление имеет вектор ускорения?
А) ускорение равно 0;
Б) направлен против движения автомобиля;
В) направлен в сторону движения автомобиля.
2. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными:
1) путь, 2) перемещение, 3) скорость?
А) 1 и 2; Б) 2; В) 2 и 3; Г) 3 и 1.
На рисунке “рис. 8” показана траектория движения материальной точки из A в B. Найдите координаты точки в начале и конце движения, перемещение, проекции перемещения на оси координат.
Человек плывет вдоль берега по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега по течению, если его скорость относительно воды 1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с.
А) 0,5 м/с; Б) 1 м/с; В) 1,5 м/с; Г) 2 м/с.
Плот равномерно плывет по реке со скоростью 3 км/ч. Сплавщик движется поперек
плота со скоростью 4 км/ч. Какова скорость сплавщика в системе отсчета, связанной с
берегом?
Ответы к тесту
Вариант 1
Предмет |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
геометрия |
С |
В |
Д |
А |
— |
физика |
Б |
В |
А(20;20); В(60;-10); =50 м; Sх=40м; Sу=-30м |
Г |
В |
Подведение итогов урока.
Учитель физики. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты, что делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Учитель математики: Ребята, давайте попробуем оценить каждый свою работу за урок.
Подсчитайте количество набранных баллов. Если вы набрали более 15 баллов, то вы получаете отметку «5»; если 12-14 баллов, то «4»; если 9-11 баллов, то «3»
Учитель физики: Хочется отметить, что никто из вас, не отнеся к работе равнодушно, и если у кого-то не всё получилось – не огорчайтесь. Вернемся к проблеме «А воз и ныне там…». Давайте сделаем вывод
Учитель математики: Давайте приложим усилия, чтобы наш «воз» не оставался на месте.
Урок окончен. Спасибо за урок!
6