Статья «Технология индивидуализированного способа обучения при преподавании физики»

Предпросмотр файла:

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, обучение исследовательским формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. Исходя из этого, учебные учреждения ориентируют свою образовательную деятельность на формирование таких умений и навыков, которые помогали бы учащемуся в большей мере самостоятельно ориентироваться в огромном информационном пространстве, стремиться к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Традиционные технологии не позволяют решить эти задачи в полной мере.

Технология индивидуализированного способа обучения направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков учащимися, и призвана адаптировать классно- урочную систему к возможностям каждого ученика.

При индивидуализированном способе обучения учитель основной акцент делает именно на формировании умений, которые обеспечивают учащемуся успешное самостоятельное освоение конкретных знаний, для этого обучение ведут с использованием учебных листов.

Цель: обеспечить индивидуально- ориентированную систему обучения.

Задачи:

— обеспечить занятость учащихся на уроке;

— обеспечить индивидуальный подход в обучении;

— развить самостоятельность при планировании изучения, проверке деятельности;

— развить способности при принятии решений.

В начале изучения курса каждый учащийся знакомится с учебным листом. Учитель проводит инструктирование учащихся по вопросу организации работы по учебному листу, знакомит с алгоритмом работы по учебному листу.

После первых пробных по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально- ориентировочного учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов- заданий ученик может осуществлять как на практическом занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашнее задания.

Выполнив задание, ученик сдает учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося, как на все вопросы, так и на отдельные, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля исполнения своим консультантом из числа учащихся.

Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы ответы по первому и второму параграфам.

Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня знаний, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:

— о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;

— о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.

Но во всех случаях, при ответах учащихся, не используется оценка «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее проявления.

Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень знаний, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором может быть определен конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения предмета, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков.

Рекомендации по работе ТИСО:

— Не увлекаться повторной пересдачей.

— Поощрять выбор более высокого уровня.

— Поощрять самостоятельность подготовки к заданиям.

— Работать над лаконичностью, краткостью ответов.

— Создавать условия для формирования интеллектуальных качеств: любознательности, наблюдательности, практической направленности деятельности учащихся.

— Использование диалоговых, тренинговых технологий.

Таким образом, благодаря соблюдению вышеуказанных требований к организации учебных занятий происходит успешная дифференция учащихся по уровням сложности усвоения материала и определения индивидуального темпа в усвоении учебной дисциплины.

Трудности в обучении:

Нужно учесть разные учебные возможности учащихся и скорость изучения материала, обеспечить их занятость и возможность выполнения контрольных заданий (текущего и итогового контроля) в малой группе по мере завершения работы.

В процессе внедрения, возможно, столкновение со следующими трудностями:

— при переписывании УЛ и РЛ затрачивается большой объем учебного времени;

— обеспечение УЛ и РЛ каждого учащегося требует обеспеченности оргтехникой;

— некоторые учащиеся не успевают во время сдать задания.

Эти проблемы разрешимы. Во-первых, если ребят заинтересовать, то они сами стараются приобрести учебные и рейтинговые листы (ксерокопировать); Во-вторых, все зависит от желания учителя; В-третьих, необходимо строго придерживаться нормам к объему заданий, иначе ученик теряет интерес к учению, представляет трудности как препятствие на пути к новому. А следовательно нужно чтобы учащееся шаг за шагом сами находили средства к преодолению трудностей и пользовались этими средствами, чтобы в ходе учебной деятельности у них формировалась вера в свои силы, убежденность, что усилие и труд вознаграждаются успехом в учении.

Для педагогов, которые хотят обеспечивать активное стимулирование у учащихся само ценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Данное руководство предназначено для педагогов, которые целью для своей деятельности ставят развитие информационной компетентности:

— поиск и сбор данных;

— извлечение необходимых сведений;

— самостоятельно планирует информационный поиск с поставленной задачей учебной деятельности;

— извлекает и систематизирует информацию, самостоятельно составляет план для обработки извлеченного материала;

— обработка извлеченного материала;

— использование обработанной информации;

Коммуникативной компетентности:

— самостоятельно представляет результаты обработки информации в письменном виде;

— предлагает и разъясняет свою идею;

— высказывает собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими;

— называет совпадения и расхождения позиций, выявляет суть разногласий;

Компетентности в принятии решений:

— планирование и прогнозирование деятельности

— учет и анализ условий;

— корректировка и регулирование технологий;

— контроль и оценка результатов;

Исследовательской компетентности:

— выявление учебной проблемы;

— определение учебной цели;

— постановка учебной задачи;

— выполнение учебного задания.

Как составляются «учебные» и «рейтинговые» листы темы?

Составление «учебного» и «рейтингового» листов темы или раздела является самым сложным видом для учителя, изъявившего желание работать в технологии ТИСО, так как необходимо учесть множество требований, изложенных в стандарте и программах. Также необходимо соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенных в данной технологии.

Учитывая эти требования, были составлены алгоритмы для учителя по составлению учебного и рейтингового листа темы.

Алгоритм

составления учебного листа темы в режиме технологии ТИСО

  1. Согласно требованиям к распределению учебного времени определите долю лекционных и практических занятий по данной теме.

  2. В соответствии с полученными результатами распределите весь объем учебного материала по теме на фрагменты-задания, учитывая требования образовательного стандарта.

  3. Фрагменты-задания составьте с учетом уровневой дифференциации и индивидуализации.

— фрагменты-задания (1) репродуктивного уровня должны обеспечивать обязательное теоретическое усвоение материала и соответствовать оценке-«удовлетворительно»;

— фрагменты-задания(2) реконструктивного уровня должны быть направлены на развитие обще учебных и интеллектуальных умений, соответствовать оценке «хорошо»;

— фрагменты-задания (3) творческого уровня должны быть направлены на развитие самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке «отлично».

4. Определите количество баллов для каждого задания, в соответствии с предложенными уровнями.

5. Вычислите общее количество баллов и отдельно по заданиям.

6. Критерии оценки:

— «5»- 100-80% от максимального количества баллов;

— «4»- 80-70% от максимального количества баллов;

— «3»- 60-50% от максимального количества баллов.

7. Учебный лист выдается каждому учащемуся с приложением к нему рейтингового листа.

Алгоритм

составления рейтингового листа темы в режиме технологии ТИСО

1.Рейтинговый лист составляется согласно «разбалловке» учебного листа данной темы;

2. Рейтинговый лист составляется в виде таблицы, содержащей следующие графы:

№ задания

Максимальный балл

Фактический балл

Кто проверял

Кого проверял сам (а)

Оценка

  1. Количество строк в этой таблице должно соответствовать количеству заданий УЛ темы (если задание разбито на фрагменты, то количество строк соответственно увеличивается );

  2. Максимальный балл проставляется сразу, фактический в процессе сдачи задания;

  3. Согласно критериям оценки заполняется графа «примечание», где указывается, какое количество баллов соответствует той или иной оценке;

  4. Под таблицей проставляются критерии итоговой оценки по всей теме или разделу.

(примеры рейтинговых листов по темам прилагаются)

При дифференциации заданий следует придерживаться следующих:

— Фрагменты-задания репродуктивного уровня должны обеспечить обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Как правило, это задание воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимания. Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы: Кто? Что? Где? Когда?, описание, пересказ, формулировка понятий и т.п.

— Фрагменты-задания реконструктивного уровня должны быть направлены на развитие у учащихся ОУУН и соответствовать оценке «хорошо». Типовыми заданиями данного уровня являются вопросы: Почему? Как? В чем суть? Зачем? Как использовать? И т.п.

— Фрагменты-задания творческого уровня должны быть направлены на развитие самостоятельности и критического мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке «отлично». Это могут быть задания на систематизирование, решение различными способами, нахождение логических ошибок, выражение собственного мнения, выдвижение и обоснование собственных предположений, аргументов и т.п.

При планировании фрагментов-заданий можно использовать по уровневое дифференцирование заданий, когда, к примеру, для получения оценки «отлично», необходимо поэтапно выполнить задания всех уровней. Однако такая форма работы может быть использована только при условии, что количество заданий не должно превышать 10 устных или десяти письменных упражнений. При этом учитель вправе варьировать количество заданий по уровням.

Принципы технологии ТИСО

— ученик имеет ясное представление о целях собственной учебной деятельности;

— ученик ясно осознает мотивы своей деятельности;

— планирует свою деятельность;

— реально оценивает результаты своей деятельности;

— самостоятельно корректирует свои знания;

— соблюдается принципы демократизма и сотрудничества с педагогом-консультантом.

Основой ТИСО является индивидуально-ориентированный план по предмету. Если следовать строго технологии, предложенной А.А. Яруловым, он составляется по следующей форме:

  1. Источники изучения (учебник, дидактические материалы);

  2. Контрольные стоки;

  3. Необходимо повторить, знать, уметь;

  4. Задания на оценку 3,4,5 (обязательный уровень);

  5. Творческие, индивидуальные задания (возможный уровень);

  6. Оценка;

  7. Подпись учителя.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель