В чем сила музыки?

Предпросмотр файла:

«Реализация технологии проблемного обучения на уроках музыки»

«В чем сила музыки»

Педагог: Мельник Татьяна Сергеевна (учитель музыки высшей категории) МБОУ СОШ №110

Предмет: музыка.

Класс: 6.

Тема: «В чем сила музыки»

Цель урока: Довести до сознания учащихся, что сила музыки определяется двумя важными качествами – красотой и правдой.

Задачи:

Совершенствовать навыки и умение учащихся вслушиваться в музыку.

Проанализировать произведения искусства (музыка и литература)

Осознавать взаимосвязь красоты и правды, жизни и искусства

Воспитывать эмоциональные чувства (радость, торжество, печаль и т.д.)

Уметь самостоятельно делать вывод.

«…Прекрасное, прекрасней во сто крат

Увенчанное правдой драгоценной »

В. Шекспир

Ход урока

Ребята, на уроках мы доказали, что музыка воздействует на людей, влияет на жизнь. А теперь попробуем ответить на вопрос, в чем заключается сила музыки, помогающей воздействовать на человека?

Сейчас я прочту стихотворение поэта Николая Заболоцкого

«Некрасивая девочка», вы внимательно слушаете.

Как вы поняли это стихотворение?

Какая здесь основная цель?

«А если это так, то, что есть красота,

И почему ее обожествляют люди,

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде»

Таким образом, автор подчеркивает, что подлинно-прекрасное –

красота души.

«Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье»

Стихотворение помогает увидеть и понять духовную красоту человека. Ведь красота неотделима от добра, от правды жизни.

А теперь давайте перейдем от поэзии к музыке.

И так, в чем же заключается сила музыки, способность музыки оказывать влияние?

В основе прекрасного всегда лежит правда.

Вы, наверное, узнали портрет знакомого нам русского композитора М.И.Глинки. Сегодня мы вспомним о его замечательной опере «Иван Сусанин». Но перед этим мы послушаем сообщения ребят (домашнее задание по группам – подготовить материал «Как родилась опера», «Содержание оперы» «Что такое Эпилог и Пролог»).

Вспомним и послушаем два эпизода – Ария Ивана Сусанина и заключительный хор «Славься».

Предположим, что вы композиторы. Какая музыка по характеру должна звучать в Арии Ивана Сусанина? (минорная, сдержанная, неторопливая, в некоторых местах решительная). А музыка хора? (торжественная, праздничная).

Слушание двух эпизодов оперы.

Представьте на мгновение, что Сусанин поет свою Арию на музыку хора, а музыка хора заменена арией Сусанина.

Красиво это будет или нет? Почему?

В самом деле, какая может быть красота в предсмертной арии, исполняющейся в радостном мажоре, в быстром темпе, с колокольным перезвоном. Или хоре, славящем победу в сумрачном миноре, на пиано.

Куда же делась красота музыки М.И.Глинки? Почему исчезла она?

Музыка не красива, потому что исчезла правда!

Неправда и красота – несовместимы!

Глинку привлек подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Каждый человек сам выбирает свою судьбу. И нужно найти такую дорогу, такой путь, чтобы жизнь стала интересной. Чтобы человек смог открыто смотреть людям в глаза, чтобы он шел с высоко поднятой головой, чтобы был горд за то, что он делает.

Об этом обо всем расскажет любимая песня (наиграть мелодию «Ты — человек» Е.Крылатова). Узнали? Кто композитор?

Представим, что Е.Крылатов заменил темп, исчезла бы красота в песне? Конечно, потерялся бы жизненный тонус. Давайте попробуем исполнить припев (ритмическое исполнение сложно), проговорим слова и на паузы – хлопок.

Исполнение песни

Молодцы!

Вывод: Давайте ответим на вопрос – чем определяется сила музыки

Красотой и правдой!

Подведение итогов за урок

«Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты»

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель