Предпросмотр файла:
«Реализация технологии проблемного обучения на уроках музыки»
«В чем сила музыки»
Педагог: Мельник Татьяна Сергеевна (учитель музыки высшей категории) МБОУ СОШ №110
Предмет: музыка.
Класс: 6.
Тема: «В чем сила музыки»
Цель урока: Довести до сознания учащихся, что сила музыки определяется двумя важными качествами – красотой и правдой.
Задачи:
Совершенствовать навыки и умение учащихся вслушиваться в музыку.
Проанализировать произведения искусства (музыка и литература)
Осознавать взаимосвязь красоты и правды, жизни и искусства
Воспитывать эмоциональные чувства (радость, торжество, печаль и т.д.)
Уметь самостоятельно делать вывод.
«…Прекрасное, прекрасней во сто крат
Увенчанное правдой драгоценной »
В. Шекспир
Ход урока
Ребята, на уроках мы доказали, что музыка воздействует на людей, влияет на жизнь. А теперь попробуем ответить на вопрос, в чем заключается сила музыки, помогающей воздействовать на человека?
Сейчас я прочту стихотворение поэта Николая Заболоцкого
«Некрасивая девочка», вы внимательно слушаете.
Как вы поняли это стихотворение?
Какая здесь основная цель?
«А если это так, то, что есть красота,
И почему ее обожествляют люди,
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде»
Таким образом, автор подчеркивает, что подлинно-прекрасное –
красота души.
«Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье»
Стихотворение помогает увидеть и понять духовную красоту человека. Ведь красота неотделима от добра, от правды жизни.
А теперь давайте перейдем от поэзии к музыке.
И так, в чем же заключается сила музыки, способность музыки оказывать влияние?
В основе прекрасного всегда лежит правда.
Вы, наверное, узнали портрет знакомого нам русского композитора М.И.Глинки. Сегодня мы вспомним о его замечательной опере «Иван Сусанин». Но перед этим мы послушаем сообщения ребят (домашнее задание по группам – подготовить материал «Как родилась опера», «Содержание оперы» «Что такое Эпилог и Пролог»).
Вспомним и послушаем два эпизода – Ария Ивана Сусанина и заключительный хор «Славься».
Предположим, что вы композиторы. Какая музыка по характеру должна звучать в Арии Ивана Сусанина? (минорная, сдержанная, неторопливая, в некоторых местах решительная). А музыка хора? (торжественная, праздничная).
Слушание двух эпизодов оперы.
Представьте на мгновение, что Сусанин поет свою Арию на музыку хора, а музыка хора заменена арией Сусанина.
Красиво это будет или нет? Почему?
В самом деле, какая может быть красота в предсмертной арии, исполняющейся в радостном мажоре, в быстром темпе, с колокольным перезвоном. Или хоре, славящем победу в сумрачном миноре, на пиано.
Куда же делась красота музыки М.И.Глинки? Почему исчезла она?
Музыка не красива, потому что исчезла правда!
Неправда и красота – несовместимы!
Глинку привлек подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.
Каждый человек сам выбирает свою судьбу. И нужно найти такую дорогу, такой путь, чтобы жизнь стала интересной. Чтобы человек смог открыто смотреть людям в глаза, чтобы он шел с высоко поднятой головой, чтобы был горд за то, что он делает.
Об этом обо всем расскажет любимая песня (наиграть мелодию «Ты — человек» Е.Крылатова). Узнали? Кто композитор?
Представим, что Е.Крылатов заменил темп, исчезла бы красота в песне? Конечно, потерялся бы жизненный тонус. Давайте попробуем исполнить припев (ритмическое исполнение сложно), проговорим слова и на паузы – хлопок.
Исполнение песни
Молодцы!
Вывод: Давайте ответим на вопрос – чем определяется сила музыки
Красотой и правдой!
Подведение итогов за урок
«Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты»