Авторская разработка конспекта урока музыки и ритмикики для детей со сложной структурой дефекта

Предпросмотр файла:

Тема урока: «Осень».

Цель урока: приобщение к музыке.

Задачи урока:

  1. закрепить пройденный материал;

  2. закрепить навыки правильного пения;

  3. учить различать музыкальные произведения по характеру;

  4. уточнить круг представлений об осени.

Ход урока.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте и скажите о каком времени года в нем пойдет речь?

— Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи. (Алексей Плещеев «Осенняя песенка»).

— О каком времени года шла речь? (об осени).

— Молодцы, об осени. И тема урока называется «Осень». Давайте вместе повторим тему урока.

(оформление на доске темы урока)

— На сегодняшнем уроке мы не только поговорим об осени, но и повторим пройденный материал, а также будем учиться различать музыкальные произведения по характеру.

— Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

(оформление на доске названий осенних месяцев)

— Назовите признаки осени (перечисляют признаки осени).

— Какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя).

(оформление на доске картин ранней, золотой и поздней осени).

— Посмотрите внимательно на доску, осень бывает разная по настроению. Она может быть солнечная, яркая, золотая, а может быть пасмурная, дождливая и хмурая.

— Послушайте музыкальное произведение П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и скажите, какой у нее характер и к какой картине подходит это музыкальное произведение по настроению.

(Слушание музыки)

— Какой характер? К какой картине подходит по настроению? (печальная, нежная, протяжная, певучая, грустная. По настроению подходит к поздней осени, к пасмурной, дождливой, а может быть и к золотой, потому что мелодия красивая, нежная, протяжная.)

— Правильно, молодцы. У музыкальных произведений, как и у людей, погоды, тоже бывает разный характер. Давайте все встанем и сделаем физкультминутку, под названием «Осень». Поможет сегодня провести физминутку Миша.

— Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап-кап-кап

Где сучёк давно засох,

Вырос мох-мох-мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я!

— Замечательно, теперь внимание – музыкальная загадка, послушайте вступление песни и скажите, как она называется? (звучит вступление песни Ю.Михайленко «У Калинушки»).

— Правильно, но прежде чем начать петь, что мы должны сделать? (подготовить голосовой аппарат к пению).

— Сделаем упражнение для артикуляционного аппарата:

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин — Язычок.

Он удобно в доме лег.

(Широко открывать рот)

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью).

Потолок вверху, внутри,

Это небо. Посмотри.

Можно к небу прикасаться,

Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот. Постучать языком по небу).

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку).

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

— Молодцы, подготовили голосовой аппарат к пению. А теперь распоемся на звук «у» — дует ветер, покачаемся на веточке (в пределах б2 и на одном звуке), на звук «а» — падает листочек с дерева (поступенное движение от квинты к тонике).

— Вспомните, какой характер песни «У Калинушки»? (протяжный, нежный, ласковый, печальный)

— Давайте повторим текст песни, а потом споем ее ласково, нежно, немного печально.

(Исполнение песни)

— Теперь мы будем ее не только петь, но и украсим песню танцем — хороводом.

(Исполнение песни)

— Ребята, скажите, какого цвета бывают осенние листья? (красные, желтые, зеленые, коричневые).

— Молодцы, так давайте исполним упражнение «Разноцветная осень». Послушайте музыку и скажите какие движения подойдут к данной музыке? (плавные).

(Дети с педагогом исполняют под плавную музыку упражнения с надувными шарами).

— Чтобы осенью нам не было так грустно, давайте вспомним замечательную песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» композитора Б.Савельева. Какой у нее характер? (добрый, веселый, игривый).

(Исполнение песни)

— Замечательно, напомните мне, как называется тема сегодняшнего урока? (Осень).

— Что мы делали на уроке? (повторяли песни и определяли характер музыкальных произведений).

— Я очень довольна вашей работой на сегодняшнем уроке.

— Вот мы и закончили работу над темой «Осень», и сейчас давайте исполним танец-упражнение «Осенние веточки». Какие движения в этом танце? (плавные и нежные).

(Под медленную инструментальную музыку дети с педагогом исполняют танец).

— Молодцы, спасибо за прекрасную работу на уроке. Я надеюсь, что вы, как и я получили удовольствие от сегодняшнего урока. До свидания.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель