Предпросмотр файла:
Математика- 3 класс
Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное.
Путешествие в Казахстанскую Лапландию».
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление и освоить алгоритм внетабличного умножения двузначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые, повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число, отрабатывание навыков устных вычислений; систематизирование знаний учащихся по решению составных задач, примеров, уравнений; расширение знаний детей о достопримечательностях Казахстана.
Развивающие: развитие правильной математической речи, логического мыш- ления, интеллекта, познавательных способностей учащихся,активности, внимания Воспитательные: воспитание нравственных черт личности : доброты, желания помогать, самосовершенствоваться, умения выслушать и уважать мнение другого человека в работе парами; привитие любви к спорту, содействие спортивному развитию в Азии.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: урок — путешествие.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, групповая.
Методы обучения: метод развивающего и опережающего обучения, фронтальный опрос, диффренцированная работа по вариантам, словесный метод, наглядно-иллюстрационный, перспективный, художественное слово.
Наглядности: ТСО, презентация, разноуровневый дидактический наглядный материал, индивидуальный листок работы.
Межпредметная связь: математика, познание мира, трудовое обучение.
Ожидаемые результаты:
-
умение находить и применять способ умножения двузначного числа на однозначное;
-
устно анализировать и решать задачи;
-
находить неизвестный компонент сложного уравнения;
-
умение самостоятельно выполнять разноуровневые задания.
План урока:
-
Организационный этап урока. Психологический настрой учащихся. 1 мин.
2. Введение. Постановка темы и целей урока. 2 мин.
3. Работа по теме «Умножение двузначного числа на однозначное.» 37 мин.
3.0 Весёлая переменка. Оформление тетрадей. 1 мин.
3.1 Устный счёт. Разгадывание шифра. 3 мин.
3.2 Работа по новой теме. 12 мин.
3.3 Решение задачи. 5 мин.
3.4 Решение разноуровневых уравнений. 3 мин.
3.5 Групповая работа.Проверь ошибки! 2 мин.
3.6 Решение выражения. 3 мин.
Физминутка. 1 мин.
3.7. Задание на точность. Геометрический диктант. 3 мин.
3.8. Решение задачи. (Устно) 2 мин.
3.9. Самостоятельная разноуровневая работа. Задание на логику. 3 мин.
4. Обобщение. Итоги. 2 мин.
5. Самооценка учащихся. 2 мин.
6. Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока:
1.Организационный этап урока. Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Я желаю вам удачи, за работу в добрый час!
2.Введение.Постановка темы и целей урока.
Ребята, проведём урок математики.
Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное.»
Цель: освоить алгоритм внетабличного умножения двузначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые, способствовать использованию нового при решении задач, разноуровневых уравнений.
3.Работа по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»
Урок у нас необычный. Мы отправимся в путешествие, а для этого давайте
выполним задание.
3.0. «Весёлая переменка». Оформление тетрадей.
Сколько двузначных чисел можно придумать, используя числа 2 и 1 ?
( 12 и 21 ). Эти числа мы запишем на минутке чистописания соблюдая наклон. Характеристика чисел. Разложите числа на сумму разрядных слагаемых (12 это 10 и 2, 21 это 20 и 1).
Молодцы! А на чём мы отправимся в полёт, узнаем, разгадав загадку:
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет, что такое? (Самолёт).
Мы совершим полёт на самолёте в сказочный ледовый городок в Казахстанскую Лапландию.
3.1. Устный счёт. Разгадывание шифра.
Выполнив устный счёт и заменив пропущенные клеточки буквами, мы узнаем где находится дворец Деда Мороза и Снегурочки.
Нас много и чтобы побыстрее совершить посадку, подниматься в самолёт будем по двум лестницам, каждая из которых состоит из 4 ступенек.
САМОЛЁТ
9*6 8*7
8*9 9*9
7*5 3*7
4*6 15*4
Б |
О |
Р |
О |
В |
О |
Е |
! |
42 |
35 |
72 |
54 |
56 |
81 |
21 |
60 |
Итак, куда же мы попали? (В Боровое!)
Казахстанская Лапландия находится в Щучинско- Боровской курортной зоне и является центром туризма. Здесь созданы прекрасные условия для активного зимнего отдыха с самым настоящим Дворцом Деда Мороза и Снегурочки, скульптурами животных- символами года.
3.2 Работа по новой теме.
— Ребята, Дед Мороз со Снегурочкой просят нас помочь ответить на вопрос: чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.
Ответы учащихся: все примеры на нахождение произведения по таблице умножения. Лишний пример 15*4, потому что это пример на внетабличное умножение, где двузначное число умножаем на однозначное.
— Вы готовы к обсуждению? Какие способы решения вы предлагаете?
Комментирование с пояснением на развитие критического мышления:
1 способ: 15 * 4 = 15+15+15+15=60, это значит первый множитель
15 мы заменим сложением 4 раза.
2 способ:15 * 4 =(9 + 6) * 4 = 36 + 24 = 60, в этом выражении число 15 представили в виде удобных слагаемых каждое из которых умножили по порядку на 4.
Молодцы! Но всегда ли удобны эти способы вычисления?
А какой же наиболее удобный способ решения данного выражения? Организация осмысления.
3 способ: 1 шаг — представим число 15 в виде суммы разрядных слагаемых
15 * 4 = (10 + 5) * 4
2 шаг – умножим каждое слагаемое на данное число (4), применив распределительный закон, относительно сложения
10 * 4 + 5 * 4
3 шаг – считаю и нахожу конечный результат
40 + 20 = 60
Какой можно сделать вывод?
Вывод: чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем найти значение полученных выражений, используя распределительный закон.
— Какой алгоритм вычисления вы использовали при умножении
двузначного числа на однозначное?
Давайте составим алгоритм решения подобных примеров по группам:
1 группа 1шаг
Представляем двузначное число в виде разрядных слагаемых
2 группа 2 шаг
Применим распределительный закон умножения
(умножим десятки, умножим единицы)
3 группа 3 шаг
Считаем, находим конечный результат.
Работа с учебником: стр. 222 №2 (1столбик).
Реши с объяснением:
14 * 7 = (10 + 4) * 7 = 70 + 28 = 98
18 * 5 = (10 + * 5 =50 + 40 = 90
21 * 3 = (20 + 1) * 3 = 60 + 3 = 63
-Чему же мы научились:
Ответы учащихся: мы научились умножать двузначное число на однозначное, путём разложения двузначного числа на разрядные слагаемые и оказались в Казахстанской Лапландии.
А когда было её открытие?
Интересно знать! От Борового до сказочного городка — 12км, открытие его произошло 21 декабря 2012 года Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. И ровно 22 года мы живём в независимой Республике Казахстан в мире и согласии. Теперь перед страной стоит новая задача – реализация послания Президента народу Казахстана – Казахстанский путь 2050. Вхождение в число тридцати наиболее развитых государств мира. Сейчас идёт подготовка к всемирной выставке «ЭКСПО – 2017» в Астане , по теме – энергия будущего. Это площадка достижений всего Казахстана, будущее которого находится в руках подрастающего поколения. Каждый из нас с вами должен быть патриотом своей страны. Кого называют патриотом? (Патриот – это тот человек, который любит свою Родину, свой народ, гордится им.)
Мы должны брать пример и равняться на таких патриотов, как Газиз Байтасов, который не пожалев своей жизни, остановил вооружённого террориста, обеспечивая безопасность и спокойствие мирных граждан, то есть нас с вами.
Его именем названа одна из центральных улиц нашего города.
Решив задачу, двумя способами мы узнаем сколько саженцев было посажено студентами по улице Газиза Байтасова.
3.3. Решение задачи. Работа в парах. Взаимопроверка.
По улице Газиза Байтасова 4 класса посадили каждый по 7 сосен и по 5 елей. Сколько всего хвойных деревьев они посадили?
(Характеристика задачи и её решение двумя способами):
1 способ: 7*4+5*4=48(д.)- всего.
2 способ: (7+5)*4=48(д.) – всего.
Кто решил, сверьтесь с соседом по парте.
Если ответы сошлись, поставьте руки домиком, если нет, исправьте ошибки.
3.4 Решение разноуровневых уравнений.
А – вариант В — вариант С — вариант
(перспективный) (обязательный) (облегчённый)
Х : 4 = 400:8 25 : х =40:8 х * 20 = 100
И вот нас встречают в одной из лучших гостиниц Казахстана. Решив уравнения мы узнаем сколько этажей и сколько номеров в гостинице. (Ответы учащихся.)
Мы попали в пятиэтажное здание в пятизвёздочном отеле, состоящем из 200 номеров. На территории отеля огромное количество деревьев и чистый лечебный воздух для отдыхающих. А сейчас возле отеля настоящая сказка! Здесь построен ледовый городок и впервые в Казахстане воссоздана Лапландия. Так скорее же отправимся покорять сказочный городок, в который нас приглашают Дед Мороз со Снегурочкой.
3.5. Групповая работа.Проверь ошибки!
Если ответы сошлись, поставьте руки домиком, если нет, исправьте ошибки.
25 * 3 = 75
5 * 16 =90
2 * 27 = 56
Ответы учащихся: используя переместительное свойство умножения и алгоритм решения подобных примеров, получили ответы 75, 80, 54.
А далее, отгадав загадку, узнаем на ком предлагают нам покататься Дед Мороз со Снегурочкой?
Загадка. Четвероногие друзья. Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде, надёжные, примерные,
Они и выручат в беде, и в дружбе очень верные. (Собака)
Интересно знать!
Помимо ледового городка организовано катание на собачьих упряжках породы хаки. Кем же люди называют собаку, мы узнаем вычислив выражения.
3.6. Вычислить выражения. Самостоятельная работа в парах.
91 * 1 = 91 33 * 3 = 99
12 * 4 = 48 28 * 3 = 84
Каждому числу соответствует буква. Составьте слово.
84 |
91 |
99 |
48 |
Г |
Д |
У |
Р |
(друг)
— Почему собаку называют другом человека?
Собаки приходят в наш дом, переворачивают привычную жизнь, давая нам много радостных и трудных хлопот.
Они прощают нам всё: плохое настроение, раздражительность.
Они спасают нас от одиночества, защищают нас, верные друзья.
Сейчас мы отдохнём, физминутку проведём.
Физминутка.
Руки подняли вразлёт – появился самолёт.
Самолёты загудели, самолёты полетели.
На поляну тихо сели да и снова полетели.
Мах крылом туда – сюда: делай раз и делай два.
Опустите руки вниз и на место все садитесь.
3.7. Задание на точность. Геометрический диктант. Найди периметр и площадь фигуры.
Самостоятельная работа учащихся. 2 см
Начало: 4 вправо, 4 вниз, 4 вверх, 4 влево. Конец.
— Какая фигура получилась? Что такое квадрат? 2 см 2 см
— Найдите его периметр и площадь.
Р = а*4 Р= 2см * 4 = 8см 2 с
S = а * а S = 2см * 2см = 4 см(кв.)
(Характеристика задачи и её решение)
А на ком же предстоит нам ещё покататься? Отгадайте загадку:
Стройный, быстрый, рога ветвисты. Пасётся весь день. Кто же это? (Олень)
Знаете ли вы? В сказочном городке предусмотрено катание на упряжках , запряжённых настоящими северными оленями.
3.8. Решение задачи (устно).
Знаете ли вы? В Боровом можно найти варианты отдыха на любую сумму.
Решив задачу мы узнаем сколько стоит катание на северных оленях за 1 круг с человека.
Катание на собачьих упряжках стоит 1 доллар с человека за 1 круг, а катание на оленьих упряжках 2 доллара. Сколько тенге стоит катание на собачьих и оленьих упряжках вместе, если 1 доллар равен 185 тенге? (Анализ и решение задачи)
(1+2) * 185 = 555 (тенге)
Задание на логику от Снегурочки: (Творческое задание в группах).
Однажды Снегурочка решила заняться рукоделием. Она взяла ткань круглой формы, по краям которой нарисовала 4 точки. Каждые две точки соединила прямыми линиями, затем разрезала ткань ножницами по этим линиям. Сколько кусочков ткани у неё получилось?
Ответ: у Снегурочки получилось 8 кусочков.
3.9. Самостоятельная разноуровневая работа.
Время путешествия подошло к концу. Вернуться из путешествия нам поможет следующее задание.
Используя таблицу, найди чему равно значение выражения.
А – вариант В — вариант С — вариант
(перспективный) (обязательный) (облегчённый)
Задание сложное средней сложности обязательное
* — * * = * — * = * — *
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Ответы:
27 * 3 – 21 * 3 * 1 = (18) 18 * 4 – 6 * 9 = (18) 36 * 1 – 1 * 18 = (18)
В 2014году наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в своём 18 послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», уделяет особое внимание развитию здорового образа жизни. Занимайтесь спортом и будьте здоровы.
4. Обобщение. Ребята, мы хорошо поработали и вернулись в родную школу.
Итоги: — Сегодня у нас был урок-путешествие. Где мы побывали?
— Как же умножать двузначное число на однозначное? (двузначное число записываем в виде суммы разрядных слагаемых и используем правило умножения суммы на число).
Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?
Что вам больше всего понравилось?
5. Оценка собственной деятельности на уроке. Комментирование учителя.
Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения, поднимите карточку – «?»
Кто хорошо понял алгоритм при умножении двузначного числа на однозначное, поднимите карточку с – «!»
6.Домашнее задание: с. 223, №5,7
/Дети сдают карточки, на которых работали в течение всего урока./
КГУ «Средняя школа №11 образования акимата города Тараз»
3 «Г» класс
Классный руководитель:
Давыдова Елена Николаевна
Тараз – 2014г.
Выполнил _______________________________
№1
Работа с учебником: с. 222, №2 (1 столбик)
Реши с объяснением:
1 группа: 14 * 7 =
2 группа: 18 * 5 =
3 группа: 21 * 3 =
№ 2
Решение задачи. Работа в парах. Взаимопроверка.
По улице Газиза Байтасова 4 класса посадили каждый по 7 сосен и по 5 елей. Сколько всего хвойных деревьев они посадили?
№3
Решить разноуровневые уравнения:
А – вариант В – вариант С – вариант
(перспективный) (обязательный) (облегчённый)
Х : 4 = 400 : 8 25 : х = 40 : 8 х * 20 = 100
____________ ____________ __________
____________ ____________ __________
____________ ____________ __________
____________ ____________ __________
____________ ____________
№4
Групповая работа. Проверь ошибки!
25 * 3 = 75 5 * 16 = 90 2 * 27 = 56
№5
Вычислить выражения. Работа в парах. Взаимопроверка.
91 * 1 = 33 * 3 =
12 * 4 = 28 * 3 =
№6
Задание на точность. Геометрический диктант. Найди периметр и площадь.
Самостоятельная работа учащихся.
№7 Реши задачу(устно):
Катание на собачьих упряжках стоит 1 доллар с человека за 1 круг, а катание на оленьих упряжках 2 доллара. Сколько тенге стоит катание на собачьих и оленьих упряжках вместе, если 1 доллар равен 185 тенге?
№8
Разноуровневая работа по вариантам: реши примеры по таблице.
А – вариант В – вариант С – вариант
(перспективный) (обязательный) (облегчённый)
* — * * = * — * = * — * =
27 * 3 – 21 * 3 * 1 = (18) 18 * 4 – 6 * 9 = (18) 36 * 1 – 1 * 18 = (18)
1 2 3
4 5 6
7 8 9