Открытый урок по математике по теме «Умножение десятичных дробей»

Предпросмотр файла:

Технологическая карта урока математики в 5 «б» классе 07.04.2014г.

Учитель: Ахмедова Ирина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Тема: Умножение десятичных дробей (урок №3 из 8).

Тип: урок закрепления. (Урок рефлексии. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.)

Цели: 

Предметные: учиться умножать десятичные дроби, закрепить алгоритм умножения десятичных дробей; развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.

Личностные: развивать интерес к изучению темы, мотивировать желание применять знания.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Планируемые результаты: учащиеся научатся умножать десятичные дроби, решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби, арифметическим способом.

Основные понятия: правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д., правило умножения десятичной дроби на 0,1;0,01;0,001 и т.д., правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Этап  урока 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Настрой на работу и доброжелательное сотрудничество.

Умение организовать свою деятельность. (Регулятивные УУД)

Мотивация к учебной деятельности.

Проводит беседу: Настрой на работу.

-Сегодня девизом нашего урока будут слова Дьёрдь Пойа «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (слайд 1 презентации).

-А также я хочу пригласить вас в путешествие в одну замечательную страну знаний. Для этого мы разделимся на три команды и каждая команда, выполняя задания, будет получать баллы и, в конце урока, мы подведем итог нашего путешествия. (Каждый ряд-1 команда)

Подготовка класса к работе. Включаются в деловой ритм  урока.

Распределение по командам.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

Актуализация знаний и умений.

-Для того чтобы узнать, в какую страну мы оправимся, вам необходимо выполнить задание. Организация групповой работы.

0,081*100 810*0,01 8,1*1 (8,1)

99,3*0,01 0,993*1 0,0993*10 (0,993)

10,01*10 1,001*100 1001*0,1 (100,1)

98,704*1 987,04*0,1 0,98704*100 (98,704)

62,3*0,1 0,623*10 623*0,01 (6,23)

Организация проверки работы.

1. Полученные дроби нужно расположить в порядке убывания (слайд 2):

б р д ь о

6,23; 98,704; 100,1; 0,993; 8,1.

-Какое слово зашифровано?

-Значит, в какую страну на нашем поезде мы отправляемся? (Дробь)

Повторение изученного материала.

Выполняют задание на доске в группах.

Математическая эстафета.

Проводят проверку выполненной работы. Оценивают работу.

Выполняют задание.

Включаются во фронтальную беседу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничество с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Постановка целей и задач урока.

Проводит беседу.

А в какую страну мы отправляемся?

-Какие дроби мы изучаем?

-Какие действия с десятичными дробями мы уже знаем?

-Давайте вспомним правила умножения десятичных дробей

-Какая тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Что мы хотим и должны учиться делать на сегодняшнем уроке)

Запись даты и темы урока.

-Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона

«Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике». (слайд 3)

Включаются во фронтальную беседу.

Десятичные дроби.

-Сравнение, округление, сложение, вычитание, умножение десятичных дробей.

-Рассказывают правила умножения десятичных дробей.

1. Умножение десятичной дроби на десятичную дробь;

2. Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.;

3. Умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Формулируют тему урока.

-Умножение десятичных дробей.

Формулировка целей урока.

1)Учиться умножать десятичные дроби.

2) Решать задачи (на движение).

Записывают дату и тему урока.

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий (Регулятивные УУД).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Устный счет. Презентация.

  1. Вычислите 5,6*100; 0,3*15; 5,1*1; 5*0,1; 9 • 0,03; 10*0,04;0*0,15.

  2. 0,7см увеличить в 10 раз

0,2см увеличить в 6 раз

  1. Вычислите 0,7 от 1 часа

Вычислите 0,4 от 1 часа

4. Найдите 0,2 от 1кг.

Выполняют задание.

В тетрадях записывают ответ и поднимают руку на готовность. Проверяют. Объясняют свои ответы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Актуализация знаний и умений.

-Вася Спешилкин поспешил, наделал ошибок и перепутал схемы движения к задаче.

Сначала мы работаем в парах. Читаем задачу, и выполняем построение схемы.

Затем группой обсуждаем схему к задаче, решение задачи, ищем ошибку. На доске выбираем нужную схему к задаче. Один учащийся из группы объясняет выбранную схему, решение задачи, сделанную ошибку.

Задачи.

Задача № 1.

Два зайчишки-трусишки выскочили из куста, испугались друг друга и понеслись в разные стороны. Скорость первого зайчишки 580 м/мин, а скорость второго зайчишки 520 м/мин. На каком расстоянии друг от друга они будут через 1 час? (слайд)

Задача № 2.

Колобок катится навстречу Лисе. Сейчас между ними 900 метров. Скорость Колобка 70 м/мин, а скорость Лисы 80 м/мин. Через сколько минут они встретятся?(слайд)

Задача № 3.

Лисица гонится за косулей. Скорость лисицы 11 м/с, а скорость косули 9 м/с. Сейчас между ними 300 м. Через сколько времени лиса догонит косулю?(слайд)

Работа в парах.

Читают задачу, выполняют построение схемы движения.

Выполняют задание в группах.

Обсуждают решение задачи, схему движения, выбирают схему движения на доске.

Проводят проверку выполненной работы.

Решение:

1) 580 + 520 = 1100 (м/мин) – скорость удаления

2) 1100 х60 = 66000 (м) расстояние между зайчишками

66000=66км

Ответ: 66км.

1) 70 + 80 = 150 (м/мин) – скорость сближения Колобка и Лисы;

2) 900 : 150 = 6 (мин)

Ответ: через 6 мин они встретятся.

1) 11-9 = 2(м/с)- скорость сближения.

2)300:2=150(с)- лиса догонит косулю.

Ответ:150 с.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение договариваться, находить общее решение.(Коммуникативные УУД

Организация закрепления

Организация групповой работы

919, с.232.

Распределить задания по группам.

пример №1;

-пример №2 более слабым учащимся;

-пример №3 более сильным учащимся.

Проставить порядок действий.

Консультанты в группах помогают выполнить задания более слабым учащимся.

Организация проверки работы.

Выполняют задание в группах.

Взаимопомощь, работа в парах.

Проводят проверку выполненной работы.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Умение работать в коллективе, уважительно относится к одноклассникам (Личностные УУД)

Физкультминутка

Динамическая пауза.

Минутка сна. Отдых для глаз.

Стихи в цифрах. Есенин.

14 126 14 132 17 43 … 16 42 511 704 83

17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 Пушкин.

Закрыли глаза, голову положили на руки и слушаем медленную музыку.

Организация закрепления

Задача № 938 стр.234.

С одной станции в противоположных направлениях отправились два поезда. Один из них двигался со скоростью 63,4 км/ч, а второй – со скоростью 58,6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 9,3 ч после начала движения.

-Прочитайте внимательно задачу. Подумайте над ее решением.

Вопросы:

-Что известно в условии задачи?

В каком направлении движутся поезда?

-Какой главный вопрос задачи?

-Попробуйте нарисовать схему движения поездов к этой задаче?

-Пожалуйста, кто может нарисовать схему на доске?

-А кто может решить задачу у доски?

-Давайте проверим решение задачи.

Организация проверки. Обсуждение способов решения задачи.

Индивидуальное задание для сильных учащихся №862 учебника (задача от мудрой совы).

1 способ.

  1. 63,4+58,6=122 (км/ч) – скорость удаления поездов;

  2. 122*9,3=1134,6 (км) – расстояние между поездами.

Ответ:1134,6 км.

2 способ.

1)63,4*9,3=589,62(км) — расстояние, которое проехал первый поезд;

2)58,6*9,3=544,98(км) — расстояние, которое проехал второй поезд;

3)589,62+544,98=1134,6(км)- расстояние между поездами.

Ответ: 1134,6 км.

Включаются во фронтальную беседу.

-Известно, что поезда движутся в разных направлениях;

-Известна скорость каждого поезда;

-Выехали одновременно;

-Необходимо найти расстояние между ними через 9,3 часа.

Рисуют схему движения поездов. Проверяют с доской.

Решают задачу.

Выполняют проверку.

Выбор способа решения задачи.

Разбираем индивидуальное задание.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Информация о домашнем задании

Знакомит с содержанием и технологией выполнения д /з.

Р.Т. с.40 №439,445.На выбор №453 или 454.

Дополнительно №458.

Слушают, записывают, уточняют способы работы и её объём.

Целеполагание, прогнозирование (Регулятивные УУД)

Организация контроля

Выполнить тест по теме умножение десятичных дробей.

Самостоятельная работа.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Оценки за урок. Итоги путешествия. Подсчет баллов.

1) Десятичную дробь умножили на какое-то число и в произведении получили число, равное множимому. На какое число умножили десятичную дробь?

2) На какое число надо умножить десятичную дробь, чтобы в произведении получить нуль?

3) Что интересного вы узнали на уроке?

— Актуален наш девиз?

— Эпиграф к уроку.

Отвечают на вопросы:

  1. Умножить на число 1;

  2. Умножить на число 0.

Анализируют свою работу на уроке.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

-Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, наклейте улыбающийся смайлик на лист.

-Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, наклейте равнодушный смайлик на лист.

-Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, наклейте грустный смайлик на лист.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель