Предпросмотр файла:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения бюджетного
"Средняя общеобразовательная школа№1 им. Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова"
г. Кудымкара на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по предмету
право
для учащихся 10-11 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Никитина Ирина Васильевна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
Кудымкар, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и программы «Основы права. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2018. Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: 1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперти т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
— классификация государства по их признакам, функциям и формам;
— выявление элементов системы права и дифференциация источников права;
— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
— способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
— выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного механизма;
— характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
— умение характеризовать и классифицировать права человека;
— объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека;
— характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права;
— умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
— способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
— умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
— характеристика прав и обязанностей членов семьи;
— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
— разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
— способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
— выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— способность различать права и обязанности налогоплательщика;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
— различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
— выявление особенностей референдума;
— различение основных принципов международного гуманитарного права;
— характеристика основных категорий обязательственного права;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
— умение выявлять способы защиты гражданских прав;
— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
— различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами;
— способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
— соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
— применение правовых знаний для аргументации собственной
позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Система оценивания уровня сформированности умений и навыков.
При выполнении контрольных тестовых и практических работ и для получения отметки необходимо набрать соответствующее количество баллов:
«2» —
«3» – 35-60%
«4» – 61-80%
«5» — 81-100%
При оценке устных ответов учащихся учитываются:
— степень осознанности, понимания изученного,
— полнота и правильность ответа,
— языковое оформление ответа с точки зрения норм естественного литературного и обществоведческого языков.
При устном ответе для получения отметки:
«5» – ученик
* демонстрирует высокую степень осознанности, понимание изученного;
* полно, грамотно и логично излагает материал, в том числе с точки зрения языковых норм;
*обосновывает теоретические положения и собственную точку зрения, используя различные аргументы; иллюстрирует социальные явления примерами из истории, социального и личного опыта;
* дает адекватную оценку социальным явлениям;
* предлагает творческое решение поставленных задач и проблем.
«4» – ученик:
* демонстрирует знание и понимание материала,
* полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий, характеристику явлений и процессов;
* может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;
* затрудняется в оценке социальных явлений;
* излагает материал правильно с точки зрения языковых норм, но допускает недочеты в последовательности и языковом оформлении сказанного;
«3» – ученик:
* обнаруживает знание и понимание материала;
* излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке;
* не умеет достаточно доказательно обосновывать свои суждения;
* затрудняется в иллюстрации социальных явлений примерами или ограничивается житейским опытом;
* излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении;
«2» – ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, свойств, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
«5», «4», «3» – может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 ч.)
Введение. Роль и значение права. 1ч.
Тема 1. Из истории государства и права (11ч)
Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая
Право Древнего мира. Законы царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Классический характер права Древней Греции и Древнего Рима. Принцип «меры», «середины» в правовых воззрениях греческих мыслителей. Правовые взгляды Сократа. Источники римского права. Римское частное право.
Право Европы в Средние века и Новое время. Варварские правды: Салическая, Бургундская, Алеманнская и др. «Кулачное право». Жестокость средневековых законов. Средневековое право и религия. Божий суд. Суды инквизиции. Закрепление прав и свобод части населения. Великая хартия вольностей. Хабеас корпус акт.
Становление права Нового времени в США. Европейская либеральная политическая философия. Адекватность буржуазного права идеям правового государства, разделения властей. Прогрессивные юридические аксиомы. Реальность открытого, гласного суда. Развитие идей прав и свобод человека. Нидерланды, Великобритания,
Франция — пионеры в области буржуазных правовых отношений в Европе. Закрепление принципов конституционализма, демократии, свободы, справедливости, федерализма в Конституции США.
Развитие права в России. IX — начало XIX в. Влияние на правовую мысль Древней Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-
правовой мысли. Зависимость правовой мысли от особенностей религии, культуры, обычаев. Русская Правда. Первенство религии благодати по отношению к религии закона. Идепреемственности великодержавия Москвы от Византии, законности правящей династии, абсолютного самодержавия. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное уложение 1649 г., его структура. Государственно-правовые реформы Петра I. «Просветители» и «охранители» в конце XVIII в. «Наказ» Екатерины II.
Российское право в XIX — начале XX в. Правовые идеи декабристов. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Славянофильство и западничество в правовой мысли в годы правления Николая I. Совершенствование системы местного самоуправления. Издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы-конституционные законы России.
Советское право в 1917 — 1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор.1918 — начала 1920-х гг. Монопольное положение коммунистической партии в политической системе страны. Отсутствие свободы совести. Репрессии 1930-х гг. — конвейер беззакония. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Отказ от помощи пленным. Депортация народов. Дел «врачей-вредителей».
Советское право (1954—1991). Критика культа личности. «Оттепель». Консервация административно-командной системы управления. Расцвет подпольного рынка. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Самиздат. Хельсинкские группы. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Социальное равнодушие и безответственность.
Современное российское право. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Приватизация. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.
Тема 2. Вопросы теории государства и права — 9 ч.
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Понятие и признаки правового государства. Гарантированность прав человека. Верховенство закона. Законность и правопорядок.
Разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Право и культура.
О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм. Понятие естественного права. Право и верховное благо.
Тема 3. Конституция Российской Федерации- 25 ч.
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека 17 ч.
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс – 5ч.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Итоговое повторение по курсу 2ч.
Используемая система оценивания:
|
Виды письменных работ учащихся. |
Виды устных работ учащихся |
1 |
Тесты разного уровня (А, B, C) |
Работа над понятиями |
2 |
Письменные источники (документы) |
Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3 |
Составление плана ответа |
Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4 |
Эссе |
Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5 |
Решения практических задач. |
Публичная защита проекта. |
6 |
Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) |
Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
7 |
Составление кластера – схемы. |
Участие в ролевых играх. |
8 |
Составление таблицы |
Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9 |
Подготовка письменных сообщений, рефератов. |
Оценка различных суждений о социальных объектах. |
тематический план
№ |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
||
1 |
Введение. Роль и значение права. |
1 |
||
|
Тема 1. Из истории государства и права — 11ч. |
|
||
2 |
Происхождение государства и права в жизни человека и общества. |
1 |
||
3 |
Право древнего мира. |
1 |
||
4 |
Право средневековой Европы. |
1 |
||
5 |
Становление права Нового времени. |
1 |
||
6 |
Развитие права в России (IX- нач.XIXв.) |
1 |
||
7 |
Российское право в XIX — нач.XX в. |
1 |
||
8 |
Советское право в 1917 — 1953 гг. |
1 |
||
9 |
Советское право (1954-1991). |
1 |
||
10 |
Современное российское право. |
1 |
||
11 |
Урок-практикум. Из истории государства и права. |
|
||
12 |
Контрольная работа по теме «Из истории государства и права» |
1 |
||
|
Тема 2. Вопросы теории государства и права – 9ч. |
|
||
13-14 |
Государство, его признаки и формы. |
2 |
||
15-16 |
Возникновение и развитие права, его источники и отрасли. |
2 |
||
17 |
Понятие и признаки правового государства. |
1 |
||
18 |
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. |
1 |
||
19 |
Право и другие сферы общества. |
1 |
||
20 |
О философии права в России. |
1 |
||
21 |
Контрольная работа по теме «Государство и право» |
1 |
||
|
Тема 3. Конституционное право — 25ч. |
|
||
22 |
Конституционное право |
1 |
||
23 |
Понятие конституции, её виды. Конституционализм. |
1 |
||
24 |
Конституционный суд РФ |
1 |
||
25 |
Конституции в России. |
1 |
||
26-27 |
История принятия и общая характеристика Конституции РФ. |
2 |
||
28-29 |
Основы конституционного строя. Урок-практикум. |
2 |
||
30-31 |
Гражданство в РФ. Урок практикум. |
2 |
||
32-33 |
Федеративное устройство. |
2 |
||
34-35 |
Президент РФ. |
2 |
||
36-37 |
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. |
2 |
||
38-39 |
Законодательный процесс в РФ. |
2 |
||
40-41 |
Правительство РФ. |
2 |
||
42-43 |
Судебная власть. Прокуратура. |
2 |
||
44-45 |
Местное самоуправление. Урок практикум. |
2 |
||
46 |
Обобщающий урок по теме «Конституционное право». |
1 |
||
|
Тема 4. Права человека – 17ч. |
|
||
47-48 |
Права и свободы человека и гражданина. |
2 |
||
49-50 |
Международные договоры о правах человека. |
2 |
||
51-52 |
Гражданские права. |
2 |
||
53-54 |
Политические права. |
2 |
||
55-56 |
Экономические, социальные и культурные права. |
2 |
||
57 |
Право на благоприятную окружающую среду. |
1 |
||
58-59 |
Права ребёнка. Урок практикум. |
2 |
||
60 |
Нарушения прав человека. |
1 |
||
61 |
Защита прав человека в мирное время. |
1 |
||
62 |
Международная защита прав человека в условиях военного времени. |
1 |
||
63 |
Обобщающий урок по теме «Права человека» |
1 |
||
|
Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс – 5ч. |
|
||
64-65 |
Избирательное право. |
2 |
||
66-67 |
Избирательные системы и избирательный процесс. Урок практикум. |
2 |
||
68 |
Обобщающий урок по теме «Избирательное право и избирательный процесс» |
1 |
||
69-70 |
Итоговое повторение. |
2 |
||
|
ВСЕГО |
70ч |
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Тип урока |
Содержание учебного элемента |
Вид контроля |
Плановые сроки прохождения |
|||||
1 |
Введение. Роль права в жизни человека и общества |
1 |
Вводный урок |
Юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, милиционер, юрисконсультант. |
Устный опрос |
|
|||||
|
|||||||||||
2 |
Происхождение государства и права |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Теории происхождения государства и права |
Устный групповой опрос. |
|
|||||
3 |
Право древнего мира |
1 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Особенности древнего права, законы Хаммурапи. Римское классическое право |
Опрос. Составление схемы |
|
|||||
4 |
Право средневековой Европы |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Особенности права в средние века. Салическая правда. |
Индивидуальный опрос |
|
|||||
5 |
Становление права Нового времени. |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Первые конституции. Билль о правах США. Хартия Вольности. |
Словарный диктант |
|
|||||
6 |
Развитие права в России в IX-XIX веках |
1
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Русская правда, Судебник 1480, Судебник Ивана Грозного, Соборное уложение 1649 г., кодификация законов. |
Тест |
|
|||||
7 |
Российское право в XIX-нач.XX века. |
1 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Манифест 1861 г., Манифест 1905 г., Манифест 1906г. |
Устный опрос |
|
|||||
8 |
Советское право в 1917-1953 гг. |
1 |
Практическая работа |
Декреты Советской власти, Советские конституции 1918, 1922, 1936 гг. |
Письменные задания |
|
|||||
9 |
Советское право в 1954-1991 гг |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Конституция СССР 1977, законотворчество 90х годов |
Устный опрос |
|
|||||
10 |
Современное российское право |
1 |
Практическая работа |
Конституция 1993 г., кодексы РФ |
Письменные задания |
|
|||||
11 |
Урок-практикум. Из истории государства и права. |
1
|
Практическая работа по группам |
Конституция 1993 г., кодексы РФ |
Групповой опрос |
|
|||||
12 |
Повторительно-обобщающий урок «Из истории государства и права» |
1 |
Контрольное тестирование по форме ЕГЭ |
Конституция 1993 г., кодексы РФ |
|
||||||
|
|
|
|||||||||
13-14 |
Государство его признаки и формы |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика, абсолютная монархия, парламентская монархия, парламентская республика, президентская республика, смешанная республика, унитарное государство, федерация, симметричная и ассиметричная федерации, принцип построения федерации, конфедерация, демократия, |
Устный опрос |
|
|||||
15-16 |
Возникновение и развитие права, его источники и отрасли. |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Норма права, гипотеза, диспозиция, санкция. Источник права, правовой обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. |
Устный опрос, составлениекластера |
|
||||||
17 |
Понятие и признаки правового государства |
1 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения |
Словарный диктант |
|
|||||
18 |
Законность и правопорядок |
1 |
Комбинирован ный урок с элементами проблемного обучения |
Законность, право порядок, гарантии законности |
Опрос |
|
|||||
19 |
Право и другие сферы общества. |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения |
Доклады |
|
|||||
20 |
О российской философии права |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Теории русского права. Правосознание |
Устный опрос |
|
|||||
21 |
Повторительно-обобщающий урок « Государство и право» |
1 |
Контрольное тестирование по форме ЕГЭ |
|
|
|
|||||
|
|
||||||||||
22 |
Конституционное право |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Конституционное право |
|
||||||
23 |
Понятие Конституции. Конституционализм. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Учение о конституции |
Творческие задания, опрос |
|
|||||
24 |
Конституционный суд РФ |
1 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Структура конституционного суда. |
Опрос |
|
|||||
25 |
Конституции в России. |
1 |
Практическая работа |
История создания конституции. |
Тест |
|
|||||
26-27 |
История принятия и общая характеристика Конституции РФ. |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Характеристика Конституции РФ. |
Групповой опрос |
|
|||||
28-29 |
Основы конституционного строя |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Конституционный строй, лицензия, демократическое государство, принцип разделения властей, светское государство, социальное государство |
Словарный диктант, практические задания |
|
|||||
30-31 |
Гражданство РФ |
2 |
Лекция с элементами беседы |
Гражданство, натурализация, двойное гражданство, лица без гражданства «апатрид), бипатрид, иностранцы, беженцы |
Текст с пропущенными словами |
|
|||||
32-33 |
Федеративное устройство |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Федеральная власть и субъекты федерации. |
Творческие задания, опрос |
|
|||||
34-35 |
Президент РФ |
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Президент, институт президентства |
Творческие задания, опрос |
|
|||||
36-37 |
Органы государственной власти в РФ |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Орган государственной власти, компетенция, Федеральное собрание, правительство, Государственная Дума |
Тест |
|
|||||
38-39 |
Законотворчес- кий процесс |
2 |
Лекция с элементами беседы |
Правотворчество, законотворчество, делегированное правотворчество, договорное правотворчество, чрезвычайное правотворчество, локальное правотворчество, законодательная инициатива, реквизиты документов, парламентское слушание |
Опрос |
|
|||||
40-41- |
Правительство РФ |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Правовое регулирование, механизм правого регулирования, правовые средства, правомерное поведение, эффективность права, эффективные законы |
Практические задания, задачи |
|
|||||
42-43 |
Судебная власть. |
2 |
Лекция с элементами беседы |
Структура судебной власти. |
Групповой опрос |
|
|||||
44-45 |
Местное самоуправление |
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Муниципальное управление, власть в субъектах РФ |
Индивидуальный опрос |
|
|||||
46 |
Повторительно-обобщающий урок «Конституционное право» |
1 |
Тестирование по форме ЕГЭ |
|
|
|
|||||
|
|||||||||||
47-48 |
Права и свободы человека и гражданина. |
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Естественные права человека, поколения прав. Международное право, ООН, Совет Европы, ОБСЕ, МГП |
Опрос |
|
|||||
49-50 |
Международные договоры о правах человека |
2 |
Лекция с элементами беседы |
Содержание, задачи. |
Работа по карточкам |
|
|||||
51-52 |
Гражданские права
|
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус, индивидуальный правовой статус |
§27-28, работа с текстом Конституции
|
|
|||||
53-54 |
Политические права |
2 |
Комбинированный урок с элементами практической и групповой работы |
Избирательное право, право на участие в управлении государством |
Опрос |
|
|||||
55-56
|
Экономические, социальные и культурные права
|
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Социальные гарантии Социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, пенсии и пособия, компенсационные выплаты, социальное пособие, субсидия, трудовой стаж, страховой стаж |
Словарный диктант |
|
|||||
57 |
Право на благоприятную окружающую среду |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Экологическое право, экологические правонарушения Административные правонарушения, административные наказания |
Устный опрос |
|
|||||
58-59 |
Права ребенка Защита прав человека. МГП |
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Личные права и обязанности родителей и детей, имущественные права и обязанности родителей и детей. Конвенция о правах ребенка. Международное право, субъекты международного права, источники международного права, структура МП
|
Тест |
|
|||||
60 |
Нарушения прав человека |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Права человека. |
Групповой опрос |
|
|||||
61 |
Защита прав человека в мирное время. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ. |
Практические задания и задачи |
|
|||||
62 |
Международная защита прав человека в условиях военного времени. |
1 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
|
Групповой опрос |
|
|||||
63 |
Повторительно-обобщающий урок « Права человека» |
1 |
Контрольная работа |
|
Тесты |
|
|||||
64-65
|
Избирательное право. |
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. |
Практические задания |
|
|||||
66-67 |
Избирательный процесс |
2 |
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения |
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство |
Устный опрос |
|
|||||
68 |
Повторительно-обобщающий урок «Права человека» |
1 |
Контрольное тестирование по форме ЕГЭ |
|
Практические задания |
|
|||||
69-70 |
Итоговое повторение |
2 |
Тестирование по форме ЕГЭ. Решение правовых задач |
|
Тесты, словарный диктант |
|
Учебно-методическое обеспечение.
Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество в 2-х ч. — М.: Просвещение, 2009г.;
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы государства и права 10-11 класс. — М.: Просвещение. 2009 г.;
А. Ф. Никитин. Право 10-11 класс. М.: Дрофа, 2018 г.;
А. Ф. Никитин. Правоведение 10-11 класс. — М.: Просвещение, 2012 г.;
Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2005 г.;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. — М.: Экзамен, 2015.
Материально-техническое обеспечение.
Мультимедийный проектор.
Мультимедийный компьютер.