Предпросмотр файла:
Одобрено на заседании цикловой методической комиссии математического и общего естественнонаучного цикла Протокол от_______________№_____ Председатель ЦМК _______________ Л.В. Шаталова. |
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе ______________ В.В. Станкевская «_____»__________________ 2017г.
|
ПРОГРАММа ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
ОУД. 09. ФИЗИКА
Учебной группы №14,15
за 2016/2017 учебный год
Профессия: 15.01.05 — Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Преподаватель Лойторенко А.Г.
2017г.
Пояснительная записка
Программа промежуточной аттестации для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОДП.02 Физика разработан на основе примерной программы учебной дисциплины Физика для профессий для профессий среднего профессионального образования одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (6.04.2008 г.) и рабочей программы учебной дисциплины Физика (утв. Директором 07.09.2021г.) для профессий
15.01.05 — Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
Вопросы и задания, выносимые на экзамен, имеют равноценный характер, сформулированы четко, кратко и понятно.
Разработанные критерии оценки позволяют оценить степень подготовленности обучающихся к использованию знаний и умений по учебной дисциплины Физика.
Перечень рекомендованной основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники. Все источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины Физика.
С целью овладения основными общими компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины Физика должен:
Изучение учебной дисциплины Физика должно обеспечить достижение следующих результатов:
-
личностных:
-
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
-
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
-
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
-
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
-
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
-
метапредметных:
-
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
-
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
-
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
-
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
-
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-
сформированность умения решать физические задачи;
-
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
-
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
-
Перечень вопросов и заданий к экзамену
Теоретическая часть
-
Механическое движении, его относительность. Траектория. Путь и перемещение, скорость. Правка металла. Механическая резка металла.
-
Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.
-
Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.
-
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Принцип действия сварочного трансформатора, его регулировочная характеристика.
-
Масса и её измерение. Сила второй закон Ньютона. Силы, действующие при переносе расплавленного металла через дуговое пространство, их направление и графическое изображение.
-
Электрический ток в электролитах. Законы электролиза.
-
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Положительная и отрицательная роль силы тяжести при наклонном, вертикальном и горизонтальном положении швов.
-
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Частота и период колебаний контура.
-
Третий закон Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике.
-
Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
-
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.
-
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.
-
Основные положения молекулярно кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размер молекул. Макро и микроструктура металлов и сварных соединений.
-
Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.
-
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории.
-
Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Колебательное движение электрода при сварке.
-
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в термодинамике.
-
Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
-
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
-
Кристаллические и аморфные тела. Виды деформации. Понятие о допустимом усилии в сварном соединении.
-
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Виды разрядов. Использование газовых разрядов при сварке. Импульсно — дуговая сварка.
-
Магнитное поле . магнитная индукция. Сила Лоренца. Использование действия магнитного поля на заряженную частицу. Влияние магнитного поля на сварочную дугу.
-
Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электровакуумные приборы.
-
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Расчет погонной энергии и эффективной тепловой мощности в сварочной дуге.
-
Ускорение. Равнопеременное движение. Скорость при равноускоренном прямолинейном движении.
-
Вещество в магнитном поле. Магнитная проницаемость. Ферромагнетики и их применение в технике. Физическая сущность магнитной дефектоскопии. Магнитографический вид контроля качества сварки.
-
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковые выпрямители на электровозах переменного тока. Сигнальные устройства.
-
Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике.
-
Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
-
Электромагнитные колебания и их свойства. Принцип радиосвязи. Развитие средств связи.
-
Электроёмкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Понятие шагового напряжения .
-
Деформация тел.Сила упругости. Закон Гука. Причины возникновения деформаций при сварке и методы борьбы с ними.
-
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
-
Принцип действия тепловых двигателей коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды. Эффективный КПД процесса нагрева металла сварочной дугой.
-
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Связь напряжённости и напряжения.
-
Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Сварка световым лучом: особенности, назначение, области применения.
-
Цепная ядерная реакция. Условия её осуществления.
-
Агрегатные состояния вещества. Удельная теплота плавления и парообразования.
-
Термоядерная реакция. Перспективы и проблемы ядерной энергетики.
-
Механическая работа и мощность. КПД простых механизмов и их применение.
-
Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений. Гамма – графический метод контроля сварных швов.
-
Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Световоды. Фотографирование структуры металла шва и сварочных соединений.
-
Методы регистрации ионизирующих частиц.
-
Дисперсия света. Спектральные приборы. Спектральный анализ. Спектральный экспресс – анализ состава сварного шва.
-
Двойственная природа электромагнитных излучений. Шкала электромагнитных излучений. Зависимость свойств электромагнитных волн от их частоты. Применение различных видов излучений. Радиационная дефектоскопия – рентгенографический метод контроля сварных швов.
-
Тепловые свойства твёрдых тел:тепловое расширение, теплопроводность и их учёт в технике. Влияние теплового режима при сварке изделий из стали.
-
Закон Архимеда. Условие плавания тел.
-
Сила тока. Напряжение. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи.
Практическая часть
-
Выполнить практическую работу: «Проверка законов последовательного соединения проводников».
-
Выполнить практическую работу: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
-
Решить задачу на применение уравнения состояния идеального газа.
-
Выполнить практическую работу: «Проверка параллельного соединения проводников».
-
Решить задачу на применение первого закона термодинамики.
-
Решить задачу на применение закона Джоуля – Ленца.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение удельного сопротивления проводника».
-
Решить задачу на применение закона сохранения в ядерных реакциях
-
Решить задачу на определение коэффициента трансформации.
-
Выполнить практическую работу: «Сборка модели простейшего радиоприёмника».
-
Решить задачу на закон сохранения импульса.
-
Решить задачу на применении уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
-
Решить задачу на определение массы, энергии и импульса фотона.
-
Решить задачу на применение закона Ампера.
-
Решить задачу на применение закона сохранения энергии.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение плотности вещества».
-
Решить задачу на определения модуля Юнга.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
-
Выполнить практическую работу: «Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра».
-
Выполнить практическую работу: «Определение мощности лампочки, сопротивления нити накала лампочки по указанным на ней параметрам».
-
Решить задачу на применение закона электролиза.
-
Выполнить практическую работу: «Измерение показателя преломления стекла».
-
Решить задачу на применение формулы на движение тела по окружности.
2. Время проведения экзамена –6 часов
Критерии оценки устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой
(например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки лабораторной работы:
Отметка «5» ставится, если учащийся:
-
выполнил работу самостоятельно в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий,
-
получил верный ответ или иное требуемое представление результата работы
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами;
Отметка «4» ставится, если учащийся:
-
выполнил работу правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя;
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
-
работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
затрудняется самостоятельно использовать справочной литературой, пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
-
допустил две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.
Критерии оценки умения решать задачи
Оценка «5»: в логических рассуждениях и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»: в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, либо допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логических рассуждениях и в решении, либо отсутствует ответ на задание.
Оценка «1»: решение отсутствует.
4.Перечень допущенного к использованию в процессе экзамена оборудования:
-
Штатив с муфтой и кольцом,
-
Шарик на нити,
-
Термометр,
-
Демонстрационный термометр,
-
Психрометрическая таблица,
-
Мензурка с делениями,
-
Динамометр,
-
Тело, неизвестного объёма,
-
Сантиметровая лента,
-
Весы,
-
Часы с секундной стрелкой,
-
Набор конденсаторов.
-
Микроамперметр.
-
Источник постоянного тока,
-
Соединительные провода,
-
Реохорд.
-
Микрометр.
-
Амперметры и вольтметры.
-
Источник электрической энергии.
-
Ключ.
-
Реостат.
-
Амперметр.
-
Вольтметр
-
Катушки индуктивности
-
Полосовые магниты.
-
Гальванометры
-
Катушка контурная.
-
Конденсатор переменной емкости.
-
Диод полупроводниковый.
-
Конденсатор постоянной емкости.
-
Телефон (наушники)
-
Провода и планки соединительные.
-
Провода для антенны и заземления.
-
Монтажная доска, винты, шайбы
-
Лампа,
-
Трансформатор,
-
Плакаты по изученным вопросам.
Информационное обеспечение экзамена
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся:
-
Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений колледжей. – М.: Академия, 2010 -447 с.
-
Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике М.: Академия, 2010.
-
Кабардин, О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся -4-изд. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. -367с.
-
Касьянов, В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -4- изд., исп. – М.: Дрофа, 2002. -416.
-
Касьянов, В.А. Физика 11кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Дрофа, 2002. -416с.
Для преподавателей:
-
Громов, С.В., Шаронова, Н.В. Физика, 10-11: книга для учителя. – М., 2004.
-
Кабардин, О.Ф., Орлов, В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 2001
-
Касьянов, В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10кл.», «Физика. 11кл.» при изучении физики на базовом и профессиональном уровне. – М., 2006.
-
Касьянов, В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
-
Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет ресурсы:
Направление |
Краткая аннотация. Адрес |
Физика вокруг нас |
Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе. http:// physics03.nагоd.ги/index.htm |
Физика в анимациях |
Десять анимаций по основным разделам физики. http:// physics /nаd.ги/ physics/htm |
Тесты по физике |
Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана. http:// physics-regelman.com/ |
Чудеса своими руками |
Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator.nагоd.ги/cont/html |
Новости науки |
Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/index.html |
Наука в «Русском переплете» |
Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/ |
Новости физики |
Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.http://www.ufn.ru/ru/news/ |
Элементы.Ру |
Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html |
Наука и техника, электронная библиотека |
Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.http://n-t.ru/ |
Известия науки |
Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/ |
Наука и жизнь в иностранной прессе |
Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science |
Журнал «Квант» |
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант». http://kvanr.info/ |
Журнал «Потенциал» |
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей. http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome |
Журнал «Наука и жизнь» |
Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.http://www.nkj.ru/ |
Энциклопедия «Кругосвет» |
Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.http://www.krugosvet.ru/ science.htm |
Словари и энциклопедии на Академике |
Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php |
Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ |
email:[email protected]; www.sgutv.ru |
Виртуальный репетитор по физике. |
http://vschool.km.ru |
— Физика: коллекция опытов |
http://experiment.edu.ru |
Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г. |
http://archive.1september.ru |
Тесты и задачи по термодинамике. |
http://www.spin.nw.ru |
Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет |
http://www.gomulina.orc.ru |
Конкурс-олимпиада по физике «Зубренок» |
http://www. simora.ru |
Всероссийские олимпиады по физике |
http://www. minobr.org.ru |