Предпросмотр файла:
М. Е. Салтыков -Щедрин. Сказки.
Выполнила:
учитель литературы
МБОУ СШ №8
Бородина В. В.
М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)
Литературный псевдоним – Николай Щедрин.
Выпускник Царскосельского лицея, крупный государственный чиновник.
Автор не только «Сказок для детей изрядного возраста».
В своих произведениях наказывал зло, жестокость, предательство, глупость.
6/29/18
История создания
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух.
6/29/18
Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.
- Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
- Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц»)
- Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак»)
- Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
6/29/18
Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки сходны с русской народной сказкой. В них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
6/29/18
Сказка Салтыкова-Щедрина – сплав фольклорной сказки и басни
- Сказочный зачин
- Устойчивые выражения
- Фантастические события
- Образы животных
- Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)
6/29/18
Эзоп — легендарный поэт, творец басни. Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.
Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств», басенным «персонажам», (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).
6/29/18
Сочетание реального и фантастического
Реальное
Фантастическое
Газета «Московские ведомости», город Петербург, Тула Москва, Пенза, Рязань, названия улиц — Подьяческая улица, регистратура, река Фонтанка, Нева, пенсия.
Необитаемый остров с экзотической природой, способ попадания генералов на остров, возвращение домой, наличие мужика, газеты на острове.
6/29/18
Использование определённых сатирических приёмов
Аллегория
иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты
Гипербола
намеренное преувеличение свойств изображаемого предмета
Ирония
отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован
Сарказм
едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом
6/29/18
Один из самых ярких сатирических приемов – гротеск.
Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического
6/29/18
Значение сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
В небольшом по объёму произведении соединяется лирическое, эпическое и сатирическое и предельно выражена проблема судьбы русского народа.
6/29/18
6/29/18
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
6/29/18
6/29/18
6/29/18
6/29/18