План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) В.П.Астафьев «Капалуха»

Предпросмотр файла:

Конспект урока литературного чтению в 3 классе

учителя начальных классов высшей категории

старшего учителя ГУ ЛНР

«ЛОУСОШ №37 имени А.Н. Линева»

Поповой Татьяны Ивановны

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»

Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному, развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет Астафьва В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

I.Организационный момент

Урок чтения

Словно приключение!

С книгою в космосе ты побываешь

И в сказку поверишь,

И много узнаешь

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда

— Вы урок чтения любите?

— Да!

И так, начинаем урок литературного чтения,

Вы улыбнулись, значит все в порядке,

Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть

Улыбка станет утренней зарядкой.

II. Речевая разминка

1.Выразительное чтение стихотворения (запись на доске)

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился —

Улетел, не извинился.

2. Интонирование

— Измените интонацию на вопросительную

Дунул ветер на березку?

Разлохматил ей прическу?

Ветер очень торопился?-

Улетел, не извинился?

3. Прочитайте, выделяя голосом, подчеркнутые слова

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился —

Улетел, не извинился.

III. Мотивация учебной деятельности

— Я сорвал цветок – он завял

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони

Я посадил птицу в клетку — и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы

Можно только сердцем.

— Это слова детской поэтессы А.Л. Барто.

— Как вы их понимаете? (Ответы детей).

IV. Изучение нового материала

— Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева.

1. Биография В.П. Астафьева (читает подготовленный ученик.)

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.

Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).

2. Собери пословицу

— Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию определить, о чем именно пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).

— А поможет нам в этом пословицы. На карточках у вас записаны сочетания слов. Соберите их так, чтобы получились пословицы. (Работа в парах).

Глупа та птица, тепла ищет.

Всякая птица дороже золотой клетки.

Воля птичке которой гнездо свое не мило.

Что объединяет эти пословицы? Как вы их понимаете? (Ответы детей).

3. Постановка учебной цели.

— Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.

(Читает ученик)

Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает — будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, — и поэтому ее называют … (глухарь).

— Оказывается капалуха — так сибирские охотники называют самочку глухаря.

4. Словарная работа

( Запись на доске)

Тайга — трудно проходимый лес.

Просека — полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Пастьба — луг, где пасут скот.

Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник — растения с крупными листьями.

Черничник — заросли черники.

Покоробленные — искревленные.

Напружены — напряжены.

Озираться — оглядываться.

Пихта — хвойное дерево.

5. Первичное знакомство с произведением (Чтение по частям).

1 часть (до слов: через сучковатый валежник).

— Какой лес описывает В.П. Астафьев?

— Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).

2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)

— Что описывает автор в этой части рассказа?

— Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

6. Физкульминутка

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

Выше-выше потянулись

Сели-встали, сели- встали

За минутку сил набрались

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

7. Первичное знакомство с произведением (продолжение).

3 часть (до слов: вы поглядите на нее).

— О какой находке говорит нам автор?

-Как описывает автор гнездо глухарки?

— С чем он его сравнивает?

— Почему Астафьев выбирает именно такие слова и выражения?

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

— Что решили сделать мальчики с гнездом?

— Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?

4 часть (до слов: сказал подошедший учитель).

— Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Самостоятельна работа)

Зачитайте слова:

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?

(Чтобы показать состояние капалухи)

— Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь?

(Она боялась за своих детей).

— Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)

— Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)

— Почему брюшко у птицы было голое?

(Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).

-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа — так билось птичье сердце).

— Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).

— Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).

5 часть (до конца) Дети читает самостоятельно

— Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза уже не следили за нами. Она целилась на гнездо?).

— Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).

— Как она слетела с дерева? (Плавно).

— Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).

— Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).

— Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).

— Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).

8. Работа над иллюстрацией

Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации.

9.Закрепление

Характеристика героев

— Назовите героев рассказа (Капалуха, мальчики, автор).

— Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)

самоотверженность бесстрашие

глупость безграничная преданность

отвага восхищение

Капалуха верность любовь

Мальчики равнодушие безответственность

Автор любознательность мудрость

— Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? ( Пять)

— Давайте восстановим их последовательность (Деформированный план рассказа)

1.Черничник (2)

2.Путь в тайге (1)

3.Снова в гнезде (5)

4.Находка (3)

5.Тревога капалухи (4)

V. Итог урока

Прочитайте последний абзац рассказа

— Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?

— Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?

— Чему учит нас этот рассказ?

Урок можно закончить стихотворением:

Берегите Землю! Берегите! 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите 
Берегите Землю, берегите!

Берегите Землю, берегите! 
Чудо песен городов и вёсен, 
Мрак глубин и волю поднебесной, 
Откровение земли и неба – 
Сладость жизни, молока и хлеба, 
Берегите молодые всходы 
На зеленом празднике природы, 
Небо в звёздах, океан и сушу 
И в бессмертье верящую душу, — 
Всех судеб связующие нити. 
Берегите Землю, берегите!

VI.Рефлексия

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно…

VII.Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель