Предпросмотр файла:
Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия (продолжение)
2 класс
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Ассирийская цивилизация ( I тыс. -7 вв. до н.э.)
- Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников.
- О существовании Ассирии — мощного, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали задолго до ее археологического открытия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан.
Ассирийцы разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.
- На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция короля Саргона II (722-705 гг. до н. э.) Больше половины общей площади города занимал дворец. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими лицами.
Первая библиотека Ашшурбанапала
- Наряду с дворцовым комплексом Царя Саргона II в Дур-Шаррукине (обновленный) к ниболее значительным архитектурным памятникам того времени относится и дворец Ашшурбанапала в Ниневии. Он знаменит тем, что в нем находилась первая в мире библиотека царя Ашшурбанапала (668-626 гг. до н.э.). При раскопках в Ниневии археологи нашли около 25000 глиняных клинописных табличек.
Покрытые письменами таблички открыли многое не только об ассирийской жизни, но и рассказали истории народов существовавших задолго до ассирийцев.
Царь очень дорожил своей библиотекой. Одна из расшифрованных надписей этого собрания гласит: «Того, кто посмеет унести эти таблички, пускай покарают своим гневом Ашшур и Беллит, имя его и его наследников пусть будет предано забвению в стране».
Искусство, сохраненное в архитектуре
- Город Ниневия была построена царем Синнахерибом по «проекту сделанному в стародавние времена на основании небесного предначертания». Что говорит о тесной взаимосвязи астрономии и архитектуры того времени. Она занимала 730 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела 15 ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк с экзотическими деревьями и растениями завезенными со всех покоренных Ассирией территорий и со всех стран, с которыми она имела торговые отношения. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В столице постоянно проживало 170 000 человек. Город был ремесленным и культурным центром страны.
Ассирийские рельефы
- Расцвет искусства нашел отражение, прежде всего, в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов в соседней с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, различных народов и племен.
Ассирийские рельефы
- Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом и яркой экспрессией.
- Художники создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей, животных и предметов. Сцены обогащены пейзажными картинами, им характерна большая тонкость и отделка деталей. И самое главное – это передача эмоции с помощью точного изображения движения. На всех сюжетах присутствует царь. Всегда подчеркивается его физическая мощь – могучие руки, мускулы, поза нарочито спокойна и величественна.
Первые школы и обучение в них
- Большое значение придавалось обучению. Учились все: писцы, торговцы, ремесленники, строители, художники, чиновники. Школы были в Вавилоне, Уруке и Сиппаре. Сам царь Ашшурбанапал вел математические подсчеты: «Я совершаю запутанейшие деления и умножения» (писал он о себе). Даже цари гордились умением.
- Во время раскопок в г. Мари была обнаружена древняя школа, где найдены пособия для обучения и задачи для учеников. Считалось, что обладатель любой профессии должен не только уметь писать и читать, но так же должен знать и соблюдать законы. Жрецы и государственные чиновники обладали более углубленными знаниями. Одна из найденных табличек гласит: «Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть как Солнце».
Нововавилонское царство (7-6 вв. до н.э.)
- Вавилонское царство зародилось в XX веке до н.э. Объединив Верхнее и Нижнее Междуречье, оно было одним из самых великих государств в ближневосточном регионе более 5 тысяч лет. Это было время появления первых городов и первых систем управления государством. Тогда же появлялась судебная и бюрократическая система. В это время возникает самый первый в истории свод законов – законы Хаммурапи.
Нововавилонское царство (7-6 вв. до н.э.)
- В 1595 году до н.э. власть в Вавилоне захватили племена кочевников – хеттов. Под их правлением Вавилон пробыл более 400 лет. В последующее время царство формально оставалось независимым, при этом постепенно попадая под влияние могущественного и агрессивного северного соседа – Ассирии.
Нововавилонское царство (7-6 вв. до н.э.)
- Вавилонян не устраивало ассирийское подчинение. Они без конца поднимали мятежи и заключали договоры с врагами Ассирии. В 612 г. до н.э. вавилоняне объединились с мидийцами и восстали. Ниневия была захвачена. В 626 г. до н.э. вавилонский царь Набопаласар покорив Ассирию, избавился от вековой зависимости и стал строить собственную империю, история которой продлится 1000 лет. Его правление дало толчок новому развитию древнего государства. А наибольшего своего расцвета Вавилон достиг при царстве сына Набопаласара, имя которому – Навуходоносор II.
НАБОПАЛАСАР
(? г. до н.э. — 604 г. до н.э.)
Расцвет городов Нововавилонского царства.
- Так как в Нововавилонском государстве большей властью обладал не царь, а жрецы, то искусство стало носить религиозный характер. Были построены и украшены множество храмов.
- Число «ступеней» зиккуратов тоже имело символическое значение: историки полагают – отнюдь не случайно то, что у шумеров зиккураты обычно имели три террасы, а у вавилонян – семь. Это интерпретируются таким образом: жители Шумера закладывали в это свои представления о делении мира на три основных части – подземный мир (царство мёртвых), земной мир (мир людей) и небесный мир (обитель богов). А вот в Вавилоне мироздание делилось на семь уровней, отсюда и семь террас вавилонских зиккуратов.
- Кто в наше время не слышал миф про легендарную Вавилонскую башню? Об этом недостроенном сооружении до небес узнают еще в глубоком детстве. Но не каждый из скептиков знает, что Вавилонская башня реально существует. Об этом свидетельствуют записки древних и современные археологические исследования.
Вавилонская башня: легенда из Библии
- Как гласит легенда, Вавилонская башня достигла небес, и за это люди были наказаны богами, наделившими их разными языками.
- Легенду лучше прочитать в библейском оригинале:
- 1. На всей земле был один язык и одно наречие.
- 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
- 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
- 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
- 5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
- 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
- 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
- 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
- 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Зиккурат Этеменанки или Вавилонская башня: реальная история
- Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города — Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга — на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание про Зиккурат Этеменанки в городе.
Что такое Вавилонская башня
- Эта Вавилонская башня , которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название — Этеменанки , что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли . Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат, находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.
- За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Сама Вавилонская башня появилась при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.
Что такое Вавилонская башня
- Огромный зиккурат Этеменанки был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.
- На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона — Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.
Что такое Вавилонская башня
- У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. Башня была построена из 85 миллионов кирпичей и выделялась среди всех построек города создавая впечатление мощи и величия. Жители города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).
Зиккурат Этеменанки или Вавилонская башня: реальная история
- Теперь хотелось бы поведать реальную историю этой башни. Всем известно выражение «вавилонское столпотворение». Решив воссоздать ее, правитель Набопаласар гордо говорил: «К этому времени Мардук повелел мне создать Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть фундамент, установив ее на груди подземного мира, и чтобы вершина ее уходила в поднебесье». По мнению археологов ее высота равнялась 300 футов и видна была с расстоянии 60 милль. (Дж. Смит). История о смешении богами языка строителей (об этом говорится в одном из текстов найденных Дж. Смитом) может означать что угодно. Возможно, это время
совпало с расхождением племен и народов по всей Азии. Началась миграция населения по территории, а в этой связи последовали изменения в их речи. Чем это было вызвано? Войной или природным катаклизмом, выясняют ученые. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию ( VI в. до н.э.) они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.
Дворец Навуходоносора. Сады Семирамиды
- Дело отца продолжил сын, Навуходоносор II (605- 562 гг. до н.э.) («я приложил руку»). Вавилон – город с населением 200 тыс. человек. При нем идут монументальные стройки (в т.ч. зиккурат Этеменанки), реставрация храмов. Царь строит каналы, воздвигнут первый каменный мост через реку Евфрат (длиной 115 м), отстроена южная часть города и дворцы, красавице жене он воздвиг знаменитые висячие сады Семирамиды «потому что, она, воспитанная в мидийских землях скучала по родной природе» (террасные сады, воду для полива качали из реки на верхние террасы, откуда она стекала на нижние). Сады были одним из Семи чудес Света – все это делало Вавилон неподражаемым.
Висячие сады
- Чтобы закрепить договор с Мидией, Навуходоносор II взял в жены дочь мидийского правителя Китаксара. Таким образом был упрочен союз между двумя воинственными государствами, и уменьшилась вероятность вторжения мидийцев в Вавилон.
- Царская резиденция, в которой поселились Навуходоносор II и его жена Амитис, была украшена помпезно и вычурно, а принцесса очень скучала по зеленым садам и прохладным ручьям Мидии. Тогда, вместо того чтобы отвезти принцессу к зеленым оазисам, царь повелел перенести оазис в царский дворец.
- Возможно, повеления другого правителя не были бы исполнены, но это ведь был царь великой империи – сам Навуходоносор II. Сады были расположены на нескольких ярусах над землей, занимали площадь в несколько десятков квадратных метров. На их сооружение был брошен весь приобретенный опыт зодчих и строителей, все ресурсы древнего Вавилона, которые мог собрать Навуходоносор II.
Висячие сады
- В прекрасных садах были представлены и плодородные долины Нила, и уникальные цветы Аравии, и гигантские деревья и кустарники северных околиц страны.
- Результат работы поражал воображение даже привыкших к роскоши вавилонян. Широкие стометровые стены столицы украшали деревья и кустарники, диковинные цветы и журчащие ручейки. А над всем городом поднимались сады, парившие в воздухе. Сложная ирригационная система позволяла водам Евфрата постоянно орошать зеленый оазис.
Сотни рабов денно и нощно качали тяжелые насосы, позволяя воде двигаться вверх. Сотни садовников ухаживали за зелеными насаждениями, не давая им засохнуть и заболеть в неприветливом жарком климате Вавилона. Постоянный подвоз деревьев и смена растений позволяли зеленому оазису быть в расцвете своей красы в любое время года. И царица могла наслаждаться деревьями и цветами, к которым она так привыкла с детства.
Висячие сады
- Даже десять веков спустя висячие сады поражали воображение путешественников, а Геродот дал им почетное имя второго чуда света. Именно из его заметок в хроники Ойкумены попали знания об удивительном сооружении. Гораздо позднее, уже в середине XIX века, археологи найдут и материальные доказательства существования висячих садов Вавилона. К сожалению, удивительное произведение архитектурного и инженерного искусства не дожило до начала нового века.
Сады пережили и расцвет, и закат Вавилонской империи. В 1 веке до н.э. сильнейшее землетрясение привело к полномасштабному разливу Евфрата, и сады, простоявшие половину тысячелетия, были навеки погребены под осадочными речными породами. Их занесло илом и размыло водами. И от великого сооружения осталась одна легенда о великой любви.
Искусство, сохраненное в музеях
- Навуходоносор II создал у себя во дворце первый в мире музей, куда свозились древние и красивейшие произведения искусств, созданные предшествующими цивилизациями. Надо отдать должное царям-покорителям городов. Одним из главных факторов создания коллекции древних искусств, является момент престижа. Все цари после своих побед свозили сокровища и древние раритеты из побежденных стран в свои дворцы. Например, самый древний из обнаруженных в его дворце памятников можно отнести ко времени за 2000 лет до него и принадлежал шумерскому правителю Шульги. В коллекции были найдены две большие диоритовые статуи правителей г. Мари (разрушен царем Хаммурапи), из Ассирии доставлены многочисленные скульптуры и надписи ассирийских царей и множество других раритетов.
Персидская держава (5-3 вв. до н.э.)
- Ассирия развивалась до тех пор пока на исторической арене не появляются персы.
- В 539 г. до н.э. Месопотамию завоевали персы. Древние Цивилизации исторически уступили место более сильной Персидской империи. Месопотамия стала развиваться в рамках другой цивилизации – древнеперсидской, где Вавилон продолжает быть одним из важнейших городов – центром государственной, научной и культурной жизни народов Азии.
Бехистунская надпись
- Знаменитая Бехистунская надпись, датируемая концом VI в. до н.э. повествует о главных событиях в Персидской державе на трех языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском.
- Надпись была высечена персидским царем Дарием I на скале Бехистун, недалеко от современного г. Хамадана и украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог Ахура-Мазда. Надпись и рельеф поистине огромен. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось – она располагается на высоте полутора сотен метров.
- При расшифровке в 1850 г. Бехистунской надписи у ученых появился ключ к письменности древней Месопотамии.
Возникновение Персидской державы
- Персы были кочевниками и пришли на Иранское нагорье на рубеже 4 тыс. до н.э., начав заниматься земледелием, они стали интересоваться плодородной землёй и водой. В отличие от цивилизаций Месопотамии и Египта, персы не добывали воду из рек и озер. Надо отдать должное их инженерной мысли, – они находили воду в горах и, используя земное притяжение и естественный уклон местности, через систему подземных каналов подавали воду на поля, и в города.
У них существовала даже профессия инженера, геолога и лозоходца – моханди . За 2 тыс. лет до легендарных римских акведуков персы перебрасывали огромные массы воды (источник мог находиться на расстоянии 20-40 км) в сухом, жарком климате с минимальными потерями от испарения.
Памятники раннеперсидского ремесла
- Одним из памятников раннеперсидского ремесла являются «луристанские бронзы» – искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и существующих животных.
Имперский, царский стиль правления и его влияние на архитектуру и культуру
- Персидские племена признали главенство Ахеменов (Ахемен – вождь союза персидских племен), умевших добывать воду. Используя это преимущество они стали движущей силой объединения разрозненных племен в единое государство. Начался расцвет династии Ахеменидов.
- Кир Великий (основатель этой династии) используя талант полководца и мудрого политика сделал Персию могущественной и великой.
- Столицей стал город Экбатана (современный Хамадан). Империя Кира простиралась от Средиземного моря до Афганистана и от северного побережья Аравийского моря до Каспийского и Аральского морей). Он знал, как завоевать расположение народа. Историки зовут его гуманистом, евреи звали помазанником, народ звал его отцом, а покоренные народы – справедливым политиком и благодетелем.
Архитектурные памятники Персидской державы
- К 554 г. до н.э. Кир сокрушил всех соперников и стал единоличным правителем Персии, оставалось покорить весь мир. Именно Кир, используя опыт, накопленный во время завоевательных походов, заимствовав идеи и технику строительства и искусства у покоренных народов (Ассирии, Египта и Малой Азии) создал свой архитектурный стиль. Кир Великий известен как строитель-новатор. В 550 г. до н.э. он приступает к строительству первой столицы Персидской империи – Пасаргады. Архитекторы, каменотесы, плотники, кирпичных и рельефных дел мастера свозились со всех концов империи. Сегодня, через две с половины тыс. лет от города остались лишь руины, но даже руины раскрывают талант древних мастеров.
Архитектурные памятники Персидской державы
- Два дворца в центре Пасаргад окружали цветущие сады и обширные регулярные парки. Именно здесь возник стиль «парадизи» – парка с прямоугольной планировкой. В садах были проложены каналы общей длиной в тысячу метров, облицованные камнем. Через каждые 15 м располагались бассейны. В парке много зелени, это: цветы, кипарисы и др. растительность.
Архитектурные памятники Персидской державы
- К моменту гибели Кира Великого, в 530 г. до н.э. у Персии было три столицы: Вавилон, Сузы и Экбатана. Великий царь Кир, который не гнался за почестями, похоронен в Пасаргадах, в простой, но изящной гробнице. Архитекторы создали нарочито скромный памятник (высотой 11 м), который хорошо сохранился, несмотря на то, что ему 25 веков.
Эпоха правления Дария I
- Его приемник Дарий I , был опытным военачальником и расширил границы своей империи на востоке до реки Инд. Дарий I , так же как и Кир Великий не уничтожал покоренные народы, не разрушал города, а использовал богатейший опыт покоренных народов в астрономии, земледелии, в выплавке металлов, строительстве и культуре. Этот царь сделал Персидскую империю самой могущественной и богатой.
Архитектурные памятники Персидской державы
- Дария I назовут одним из величайших строителей всех времен. Он перестраивает старую столицу Сузы. Строит дворцы, облицованные глазурованной плиткой. Великолепие Суз упоминается в Бибилии.
- В 518 г. до н.э. Дарий приступает к строительству новой столицы – Персе́пол ь (с греч. «город персов»). Весь дворец сооружается на единой платформе из камня, чтобы подчеркнуть незыблемость империи. Гигантская площадь в 125 тыс. м 2 . Ему пришлось менять рельеф местности: срывать возвышения, возводить подпорные стенки. Дарий хотел, чтобы город был виден издалека, поэтому он поставил его на платформу. Персеполь – уникальное архитектурно-инженерное сооружение для того времени, имел длину стен – 18 м, а толщину – 10 м. Дарий I как и Кир Великий, не использовал рабский труд. Они первыми стали платить рабочим, создавшим шедевры мировой архитектуры.
Архитектурные и скульптурные памятники Персидской державы
- Кочевническое прошлое оказало влияние на архитектуру. Предки персов – были кочевниками и жили в шатрах. Дворцы Перс е́ поля – это шатры, обличенные в камень. Ападана – это каменный шатер. Ападаной называется парадный зал Дария. Дворцы были украшены золотом и серебром, коврами и плиткой. Стены покрывали рельефы, на которых видны мирные процессии покоренных стран.
- В тронном зале дворца, Царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, была изображена гвардия «бессмертных» (так называлось отборное царское войско, насчитывающееся 10 тыс. воинов) – этим рельефным изображением Дарий увековечил тех, которые помогли ему завоевать страны. На стенах Перс е́ поля есть другой барельеф – названное «шествие народов», входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки – золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот и многое другое (к сожалению, пожар и время не сохранили большую часть барельефа).
«шествие народов»
Гвардия «бессмертных»
Зал приемов Дария. Реконструкция.
Два великих проекта Дария I
- Два проекта Дария сделали его Великую империю единой.
- Первый проект. С 515 г. до н.э. Дарий повелевает построить дороги, которые пройдут через всю империю от Египта до Индии. Самым известным, была дорога протяженностью 2,5 тыс. км называлась «Царским путем» от Эфеса в Малой Азии до Суз. Инженеры проложили дорогу через горы, леса и пустыни. Дорога охранялась на всём протяжении, имела 111 застав через каждые 30 км. Твердое покрытие дороги утрамбовывалось после насыпи и отведения грунтовых вод. В истории эти дороги были описаны Геродотом и Ксенофонтом, в рассказах о походах царя Кира.
Два великих проекта Дария I
- Второй проект. Для поддержания порядка над отдаленной территорией – Северной Африкой, инженеры разработали следующий проект – канал между Средиземным и Красным морями. Строители, с помощью орудий из бронзы и железа сначала прорыли канал, затем очистили от песка и выложили камнем. Строителями и каменщиками были египтяне. Канал строился 7 лет.
- Еще не раз инженеры той эпохи удивят нас, применив свои знания в военной истории. Они построят понтонный мост между Европой и Азией на Босфорском проливе и наоборот построят канал через перешеек у горы Атос в Греции. Еще более выдающееся сооружение, это мост через реку Геллеспонт (шириной в 2,5 км), где в качестве понтонов было использовано 674 корабля.
- Внук Дария I , сын Ксеркса – Артаксеркс решил достроить Персеполь. Последний выдающийся проект Персидской империи – «Зал ста колонн». Зал размером 60Х60 м представлял в плане почти идеальный квадрат. Самое удивительное в колоннах то, что если мысленно продолжить их вверх, то они уйдут на десятки, сотни метров в небо. Они идеальны, ни малейшего отклонения от вертикали. Каждая колонна состоит из семи – восьми барабанов, поставленных один на другой. У колонны возводили леса, а барабаны поднимали с помощью «подъемных кранов», типа колодезного журавля. Камнотёсы работали только каменными молотками и бронзовыми зубилами.
- Еще один шедевр архитектурного искусства – усыпальница царя Мавсола. Ее построила жена правителя одной из провинций, своему умирающему супругу. Её творение стало одним из Семи чудес света. Эту монументальную 24- ступенчатую каменную пирамиду высотой 49 метров воздвиг талантливейший зодчий и теоретик архитектуры Пифей. Мавзолей состоял из двух ярусов. Между её 36 колоннами находились скульптуры, а над всем возвышалась пирамида с квадригой – скульптурой, изображающую четверку лошадей, запряженных в колесницу, которой управлял царь Мавсол.
- К 4 веку до н.э. лучшими инженерами, архитекторами и художниками в мире оставались персы. Но фундамент под роскошными колоннами и дворцами был разрушен Александром Македонским. После его битвы с Дарием III в 330 г. до н.э. он входит в столицу Персии – Персеполь. И не смотря на политику милости к побежденному, которой Македонский не раз придерживался, жемчужина Персии – столица Персеполь была сожжена. Так в огне пала последняя великая держава.
- Культурные, инженерные и архитектурные достижения некогда великих цивилизаций стали фундаментом для расцвета новой культуры – греческой.
Использованная литература
- Иллюстрированная всемирная история: С древних времен до XVII века. – Энциклопедия для детей. Я познаю мир/Пер. с анг. — М.: «Внешсигма», «Издательства Астель», «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 456 с.
- Олифант М. Древние цивилизации/Всемирная история в иллюстрациях; Т.1: Пер. с англ. – М.: АО «Слово», 1994.- 78 с.
- История древнего мира. Атлас. 5 класс: — 19-е изд. – М.: Дрофа, 2015 – 39 с. – карт, ил.
- Цивилизации Древнего мира. Детская энциклопедия «Махаон». – ООО «Изд.группа Аттикус».- 2008 – 123 с. – карт., ил.
- http://fb.ru/article/245136/vavilonskiy-tsar-navuhodonosor-ii-foto-kratkaya-biografiya
- http://chydesa-mira.ru/vavilonskaya-bashnya/
- http://all-generals.ru/index.php?id=353