Предпросмотр файла:
Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств ученика
Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:
1) замысел композитора в нотах;
2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.;
3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.
Обращение к данному вопросу необходимо с момента поступления ребенка в музыкальную школу. Так во время приемных экзаменов можно попросить его спеть «Колыбельную», объяснить назначение песни, обрисовать ее характер. Можно исполнить плясовую мелодию и предложить рассказать о том, что она может отображать, графически нарисовать отдельные моменты ее исполнения или артистично изобразить воображаемую сценку.
Далее требуется дать определение эмоциональной характеристики восприятия мажора (светло, радостно, оптимистично) и минора (приглушенно, грустно, печально), что в дальнейшем способствует более точному восприятию характера музыкального произведения. Ребенок может отобразить свои ассоциации, связанные с данным музыкальным произведением, в рисунках. От простых форм переходим к более сложным: песенки – пьесы – гаммы и этюды, полифония, крупная форма. Надо развить творческую инициативу, воображение и эмоциональность ребенка для полноценной работы над произведением.
Замысел композитора – это точная и правильная передача художественного смысла произведения, что возможно только при грамотном и внимательном прочтении нотного текста, при квалифицированном анализе всех его составляющих. Ученику следует проявлять в этой работе максимум самостоятельности. Важно научить ребенка тому, как правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы, научить обобщать и анализировать пройденное.
Следует обратить особое внимание на развитие индивидуальности ученика. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение последовательных слуховых задач, для этого надо сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно.
Личность педагога также должна сочетать в себе высокие этические, моральные качества и высокий профессионализм. И если человеческие качества формируются задолго до момента преподавания (с детства), то профессионализм и принадлежность к определенной школе диктует различный подход к организации внутри классной работы. Стоит отметить важность владения педагогической техникой при работе с учеником над художественным образом. Существует множество способов, приемов и форм воздействия на ученика − показ, объяснение, жест, мимика, эмоциональный тон, сравнение и т.п. Нужно уметь максимально эффективно пользоваться ими в каждом индивидуальном случае. Постановка точных и интересных исполнительских задач возможна только при детальном разборе изучаемого в классе произведения самим педагогом. Надо профессионально знать каждое произведение, преподаваемое ученикам. Принципиальность и авторитетность педагога помогают ученику лучше следить за своей игрой, эффективно проверять себя, соотносить свое исполнение с показом педагога.
Самое ценное качество любого инструмента – это звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат.
Очень важен процесс вслушивания в музыку. Он должен быть конкретизирован определёнными задачами – прослушать ритмический рисунок, мелодические ходы, мелизмы, смену штрихов, приёмы звукоизвлечения, тишину, остановки, паузы. И даже паузы необходимо слушать, это тоже музыка, а слушание музыки не прекращается ни на минутку! Ученик должен тренировать.
Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает сосредоточить слух. Анализ качества игры будет более острым. Все имеющиеся «погрешности» будут услышаны лучше, т.к. при такой тренировке обостряется слуховое восприятие.
Увлечь ученика к игре мелодии, раздуть у него огонёк отзывчивости можно путём сравнений и сопоставлений. Музыка может подсказать воображению зрительные впечатления. Можно использовать и словесные подтекстовки, как для маленьких детских пьес, так и для развёрнутых крупных форм. Необходимо воспитывать в ученике любовь к творчеству. В.А. Сухомлинский писал: «Втискивая в голову детям готовые истины, учитель не даёт ребёнку возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества…» Все методы сравнений и сопоставлений очень важны при работе над художественным образом в произведении, но необходимо обращаться и к игровому аппарату исполнителя.
Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений – создать условия для художественного исполнения учеником выученных им сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-художником.
В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на сцене.
Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога. В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественными образами музыкальных произведений.
Список использованной литературы
1) Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано. – М.:
2)Классика-XXI, 2002.
3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.
4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.
5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.
6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.
7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.