Подготовка к итоговому сочинению по литературе. (мастер класс).

Предпросмотр файла:

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к итоговому сочинению по литературе. (мастер класс).»

Дата проведения: 12.15

Провела: учитель русского языка и литературы О.В. Карякина.

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;

  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения.

  3. Развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

  4. Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.

Оборудование: выставка книг, портреты писателей, таблицы, карточки-памятки ИКТ (проекторы, экран) видео запись фильмов «Война и мир» и «Отцы и дети.»

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер-класс, на котором мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по литературе, которое вам предстоит написать 2-го декабря. Это очень важный экзамен он проводится второй год. Его целью является выявление вашего читательского кругозора, умение рассказать о прочитанном в рамках заданной теме. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.

  1. Беседы об особенностях проведения экзамена.

  • Какова продолжительность экзамена?

  • Где проводится экзамен?

  • Что разрешается брать с собой, что запрещается?

  • Каковы правила проведения экзамена?

  • Каков объем сочинения?

  • Каковы главные критерии оценивания работы?

  • По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2016 году?

  1. Учитель.

Ребята, вы правильно назвали пять основных тематических направлений по которым проводится итоговое сочинения в этом году. Это такие направления:

  • Время

  • Дом

  • Любовь

  • Путь

  • Год литературы

Давайте назовем по 3-5 конкретных тем каждого направления. Как вы понимаете главную мысль каждого направления?

Ответы учащихся: Приводятся примеры тем по пяти направлениям. Темы представлены на доске (экране).

  1. Учитель. Итак сегодня мы обсуждаем такой «пакет» тем:

  • Герой и время в русской литературе.

  • «Родительский дом, начало начал»…

  • Любовь сквозь испытания.

  • Пути исканий героев русской литература.

  • Можно ли прожить без книг?

Вопросы классу:

  • Что самое главное при подготовке и написании сочинения?

  • Какой должна быть композиция сочинения?

Учащийся отвечает, что главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение. Композиция сочинения должна быть такой:

  1. Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

  2. Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.

  3. Краткое заключение, выводы по всему сочинению.

Еще раз звучит напоминание о том, что рекомендуемый объем сочинения – 350 слов.

Учитель. Давайте обсудим, как вы понимаете каждую из предложенных тем.

Ответы учащихся.

Учитель, и так мы приступаем к главной части нашего мастер-класса — написанию сочинения. Сегодня мы будем работать над одной из тем – «Родительский дом, начало начал…». Приступаем к работе, четко определяя для себя ее этапы. Работу начинаем на черновике.

  1. Выбор и обдумывание темы.

Темы нами выбрана. Как вы понимаете слова известной песни? Что значит «Начало начал»?

  1. Начало сочинения.

Оно должно быть ярким, запоминающимся. И в нем уже должно прозвучать понимание темы.

Учащимся предлагаются карточки с вариантами начала сочинения и памятка-тренинг по написанию всего сочинения. В ходе написания первой части, как переход к литературному примеру можно привести пример из жизни.

  1. Переход ко второй части.

Это главный этап. Какие литературные произведения можно привести в качестве примера для раскрытия нашей темы?

Учащиеся называют «Отцы и дети» И.С. Тургенева «Войну и мир» Л.Н. Толстого, произведения зарубежных писателей.

Беседа по содержанию произведений просмотр кинофрагментов.

  1. Написание второй части сочинения.

Учитель обращает внимание на то, что во второй части, как и во всем сочинении, должна звучать формулировка темы.

  1. Написание заключения.

Сочинение в целом написано в черновике. Ученики обращаются к учителю за помощью в корректировке написанного.

Сочинение переписывается на беловик.

Заключительное слово Учителя.

Сегодня мы справились с очень важной задачей – написали тренировочное сочинение. По такому же принципу вы будете писать итоговое сочинение.

Домашние задание.

Желаем вам успехов!

Директор: В.Г. Гребинка

/ /

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель