Предпросмотр файла:
Обобщающий урок по алгебре в 8 классе «Квадратные уравнения»
Цели урока:
-
обобщить и систематизировать материал по данной теме;
-
проверить знания основных формул квадратного уравнения;
-
оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;
-
способствовать развитию познавательного интереса учащихся, логического мышления, умений анализировать, выявлять закономерности, сопоставлять и обобщать полученные знания;
-
воспитывать культуру устной математической речи учащихся, ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Сообщение темы, цели и задач урока учащимся.
Выяснить были ли трудности с выполнением домашней работы.
II. Актуализация знаний
Устная фронтальная работа по вопросам теории данной темы.
Решить кроссворд с целью актуализации знаний теории учащимися.
-
Равенство, содержащее переменную.
-
Уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где а, b, с – некоторые числа, х – переменная, а≠0
-
Существенно ли условие а≠0?
-
Как называются числа а, b, с?
-
Если а =1, то уравнение называется … .
-
Если в уравнении ах2 + bх + с = 0, а≠0, b = 0 или с = 0,то уравнение называется … .
-
От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
-
Английский математик, которому принадлежит термин «Дискриминант».
-
Сколько корней имеет уравнение, если D 0 .
-
Сколько корней имеет уравнение, если D = 0.
Сколько корней имеют уравнение:
-
х2 + 17х -5=0
-
х2 + 13х+50=0
-
-3х2 +2х +1 =0
Немного истории Уравнение 2 – й степени умели решать ещё в Древнем Вавилоне во втором тысячелетии до н.э. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически; например, Евклид – при помощи деления отрезка в среднем и крайнем отношениях. Задачи, приводящие к квадратным уравнениям, рассматриваются во многих древних математических рукописях и трактатах. Формула корней квадратного уравнения «переоткрывалась» неоднократно. Один из первых дошедших до наших дней выводов этой формулы принадлежит индийскому математику Брахмагупте (около 598 г.). Средне –азиатский учёный аль — Хорезми ( 19 век) в трактате «Китаб аль — джебр валь — мукабала» получил эту формулу методом выделения полного квадрата .
-
Самостоятельная работа учащихся в парах.
Каждая пара учащихся получает задание – карточку своего уровня.
Уровень “А”.
1. Решите задачу.
Одно из двух натуральных чисел на 7 меньше другого. Найдите эти числа, если их произведение равно 330.
2. Решите уравнение.
а) х2-х=0
б) х2+5х+6=0
в) 5х2+8х-4=0
Уровень “В”.
1. Решите задачу.
Площадь прямоугольного треугольника 180 см2. Найдите катеты треугольника, если их сумма 39см.
2. Решите уравнение:
а) 6х2+х=0
б) 2х+3+2х2=0
в) –3х2–4х+2=0
Уровень “С”.
1. Решите задачу.
Найдите стороны прямоугольника, если их разность равна 14дм, а диагональ прямоугольника 26дм.
2. Решите уравнение:
а) 4(х–1)2=12х+3
б) 7у2+5у=2
в) х3–8х2=0
Учащиеся работают в парах, помогая, друг другу.
Таблица-шаблон ответов:
№№ заданий |
А |
В |
С |
1 |
х2 + 7х -330 = 0 Д = 1369; х1 = 12; х2 = -22. Ответ: 15 и 22 |
х2 – 39х + 360 = 0; Д = 81; х1 = 24; х2 = 15. Ответ: 15 см и 24 см |
х2 + 14х -240 = 0 = 289; х1 = 10; х2 = -24. Ответ: 10 дм и 24 дм |
2 |
а) 0; 1; б) -2; -3; в) -2; 0,4. |
а) 0; — ; б) нет корней; в) |
а) 2,5 ; б) Д = 81, ; -1; в) 0; 8 |
По окончании работы ребята оценивают свою работу по следующим критериям:
а) Решил сам без ошибок и помог товарищу – “5”
б) Решил сам, но консультировался у товарища – “4”
в) Решал с помощью карточки – помощницы и учителя – “3”
-
Итог урока: Д/З №134 (2,4), № 145 (3,4)