Предпросмотр файла:
«Литературный ринг»
Тема: «Четыре направления в русской литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм».
Цель: 1. в форме нетрадиционного мероприятия по литературе закрепить знания учащихся по литературе (по теме);
2. повысить мотивацию к самостоятельному «добыванию» знаний, к анализу;
3. воспитывать у учащихся уважительное отношение к собеседнику, способность корректно отстаивать своё мнение.
Оборудование: эпиграф «Знание направлений литературы – показатель культуры человека», портреты писателей и поэтов разных лет; компьютерная презентация, карточки с вопросами; названия команд на подставках.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя.
— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами перевоплотимся в необычных людей: критиков, писателей, поэтов, журналистов 17 – 18, 19, 20 и 21 вв. Каждый из вас выбрал себе ту команду, то литературное направление, которое вам больше нравится.
Мы постараемся сегодня быть на высоте, ведь, как сказали еще в XVIII веке: «Знание направлений литературы – показатель культуры человека». (Эпиграф) Всем желаю удачи!
II. I тур «Конкурс красноречия»
Ведущий:
— В ходе 1 тура нашей встречи наши команды «Классицисты», «Сентименталисты» и «Романтики», «Реалисты» попытаются доказать нам, что литературное направление, которого придерживается каждая команда, — самое лучшее! Пожалуйста, представители команд. Строгое, но справедливое жюри выслушает вас со вниманием и удовольствием!
Выступление команды «Классицисты» (например)
Классицизм – метод и направление в литературе XVII – нач. XVIII в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства.
Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармонических образов. Вместе с тем классицизм были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Представители русского классицизма: Г.Р. Державин. А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Версаль – летняя резиденция французских королей, — гордился своим парком с четкой симметрией аллей и прудов, торжественным достоинством статуй, рядами подстриженных деревьев. Природа принимает формы, предназначенные ей разумом человека.
Классицисты пытались внедрить культ разума. Литература классицизма проповедовала идеи гражданственности. Идеи просвещенной монархии и единство нации. В то время как другие направления своим мятежным творчеством пытались призвать к хаосу.
Не один период в развитии искусства не уходит бесследно. Художественные открытия живы до наших дней (Тартюф, Дон Жуан). Так что все направления, которые пришли после нас, — взяли все лучшее, что было у нас, а значит, своего мнения не имели!
(Далее – выступление команд «Сентименталисты» и «Романтики», «Реалисты»).
Жюри оценивает.
Ведущий: — Задайте, пожалуйста, выступающим вопросы (примерные вопросы учащихся).
К «Классицистам»:
1) – Что означает «classicus»?
2) – Не считаете ли вы, что классицизм давно устарел?
К «Сентименталистам»:
1) – Почему направление быстро исчезло?
2) – Приведите пример великого произведения.
К «Романтикам»:
1) – Согласны ли вы, что сентиментализм подготовил романтизм?
2) – «Свобода творчества» — писать, что в голову взбредет, как вы считаете?
(Жюри оценивает)
К «Реалистам»:
1) – Не думаете ли вы, что реализм в наши дни никому не нужен – ведь в жизни и так много плохого, чтобы ещё и читать об этом (мы имеем в виду убийства, грабежи, детскую беспризорность и т.д.)?
2) – Считаете ли вы, что реализм не мог возникнуть на «пустом месте», т.е. без предыдущих литературных течений?
III. II тур.
Конкурс «Постулаты» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) + «Кто я такой?»
Из предложенных вам карточек, перечисляющих черты того или иного направления, выбрать те, которые принадлежат к выбранному вами течению.
Приглашаем 1 представителя команды.
В это же время остальная команда просматривает слайды презентации и отгадывает, кто из писателей/ поэтов изображён на портрете и к какому литературному течению относится его творчество. (Презентацию можно сделать на усмотрение учителя). Результаты записывают на листах.
1 слайд: Титульный
2 слайд: Н.М.Карамзин (классицизм)
3 слайд: А.С.Пушкин (романтизм/реализм)
4 слайд: И.С. Тургенев (реализм)
5 слайд: М.Ю. Лермонтов (романтизм/реализм)
6 слайд: Д.И.Фонвизин (классицизм)
7 слайд: Н.В. Гоголь (реализм)
8 слайд: И.А.Бунин (реализм)
9 слайд: М.В.Ломоносов (классицизм)
10 слайд: А.П.Чехов (реализм)
11 слайд: А.А.Блок (символизм)
12 слайд: В.А. Жуковский (романтизм)
13 слайд: М.Горький (романтизм/реализм)
14 слайд: Л.Н.Толстой (реализм)
15 слайд: Г.Р.Державин (классицизм)
-
III тур
Конкурс «Узнай незнакомца»
Ведущий:
— Во 3 туре ваша задача — отгадать «незнакомца». Команды – соперницы должны будут отгадать, кто перед ними и написать отгадку на листе. (Всего четыре фамилии!)
Например: Выступление «незнакомца» — романтика:
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль», — так сказал обо мне А.С. Пушкин, который считал себя моим учеником. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, я рано стал писать стихи и переводить. Благодаря мне, русские читатели познакомились со многими древними и современными мне иностранными поэтами. Так, высокое мастерство я проявил в переводе «Одиссеи» Гомера. Я переводил то, что было созвучно моему внутреннему миру и литературному вкусу, творчески относясь к оригиналам. Во время войны 1812 года я вступил в народное ополчение, где создал патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов».
Большую известность принесли мне мои баллады: «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли» и многие другие.
Последние годы жизни я провел за границей, где и умер».
— Итак, отгадали вы, кто скрывался под масками?
(Жюри оценивает) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
V. IV тур «Литературный»
— Из следующего рассказа узнайте и постарайтесь выписать как можно больше авторов и названий произведений, принадлежащих вашему направлению. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
VI. V тур «Творческий»
Ведущий:
— Вы должны за 5 минут сочинить стихотворение или прозаическое выступление в стиле своего литературного направления о дожде (или другое).
VII. VI тур
— А сейчас шестой тур. Каждая команда получает карточку с вопросом, готовится 10 минут, и мы послушаем их ответы.
Карточка №1. Какое название вы дали бы своей группе единомышленников; обоснуйте его.
Карточка №2. Подумайте, какую эмблему вы бы создали для своего литературного кружка?
Карточка №3. Как бы вы назвали свой литературный журнал, газету и о чем бы в нем (ней) писали?
Карточка №4.
Если бы вам предложили написать «глобальное» произведение, то кто, на ваш взгляд, стал бы героем вашего сюжета? Как бы вы назвали ваше произведение? В каком жанре создали бы его?
Команды ответили, жюри оценило)
VIII. VII тур
Домашнее задание.
Реклама «Извольте ознакомиться»
IХ. «Литературное кафе»
— В нашей школе тоже есть свои поэты, думаем, что вы все знакомы с их творениями. Пока жюри подводит итоги, мы попросим сейчас ребят прочитать свои работы и попробовать определить, к какому литературному направлению относятся их творения!
Х. Подведение итогов.
Ведущий:
— Итак, подведем итог: победила команда …! Поздравляем их!
Заключительное слово учителя, члена жюри.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Незнакомец» — классицист (Д.И. Фонвизин)
«Я вошёл в литературу как один из преемников Кантемира и Сумарокова – великих русских поэтов.
Наш род – немецкого происхождения. Отец мой был человеком довольно состоятельным, поэтому образование я получил довольно основательное, даже выучил европейские языки и латынь, «а паче всего – получил вкус к словесным наукам». Потому и перевёл ещё в гимназии 183 басни знаменитого в наше время писателя Гольберга, переводы и составляют большую часть всех моих сочинений.
Я был твёрдо уверен, что дворянство, к которому сам принадлежал, должно быть образованным, гуманным, непрестанно радеть об интересах отечества, а царская власть – выдвигать для общей пользы достойных дворян на высокие должности. Но – видел в жизни я совсем другое, поэтому и создал комедии «Корион» и «Бригадир», да ещё одну – знаменитейшую, фраза из которой стала крылатой: «Не хочу учиться, хочу жениться».
«Незнакомец» — сентименталист (Н.М. Карамзин)
«Я стал властителем дум молодых людей 90-х гг. 18 века, т.к. был не только писателем, но и историком, публицистом – можно сказать, первым русским журналистом.
Шумную, даже несколько скандальную известность принесли мне в 1791 году напечатанные в «Московском журнале» «Письма русского путешественника».
А ещё я изменил язык русской художественной литературы: освободил словарь от непременной связи либо с церковным языком, либо, напротив, с просторечием, а фраза у меня стала гибкой и разнообразной.
Но грандиозный успех принесли мне мои повести, особенно одна, сюжет которой был не нов и с виду незамысловат, но в этой простой истории публика нашла именно то, чего ждала: сострадание к жертвам страстей, сострадание к самому греху. И ничего, что какой-то насмешник написал эпиграмму на эту повесть:
Ну, можно ль поступить безбожнее
и хуже:
Влюбиться в сорванца и утопиться
в луже?
— повесть моя пережила меня на века!»
«Незнакомец» – реалист (И.С. Тургенев)
«Почти всю жизнь я провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Именно с меня началось всемирное признание русской литературы.
До конца жизни я сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина, и сам внешний облик выдавал моё происхождение, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками.
Едва ли у кого из моих современников так чист и правилен русский язык, способный «совершать чудеса в умелых руках». Не чуждый «чистого искусства», я нередко писал свои романы «на злобу дня»: о «дворянских гнёздах» в предвкушении перемен, о проблемах «отцов и детей»…
Я, кстати, обладал характером, который нравился далеко не всем – мой острый язык не раз обижал господина Достоевского, но арестован в 1852 году я был не за оскорбление чьего-то личного достоинства, а за написанный мною некролог на смерть Н.В. Гоголя, который опубликовал, несмотря на запрет».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Карточка №1.
Какое название вы дали бы своей группе единомышленников; обоснуйте его.
Карточка №2.
Подумайте, какую эмблему вы бы создали для своего литературного кружка?
Карточка №3.
Как бы вы назвали свой литературный журнал, газету и о чем бы в нем (ней) писали?
Карточка №4.
Если бы вам предложили написать «глобальное» произведение, то кто, на ваш взгляд, стал бы героем вашего сюжета? Как бы вы назвали ваше произведение? В каком жанре создали бы его?
МБОУ «СОШ № 1» г. Прохладный КБР
Литературный ринг
«Четыре направления в русской литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Черникова И.А.