Конспект урока в 7 классе: «Экологические группы птиц».

Предпросмотр файла:

Конспект урока в 7 классе «Экологические группы птиц. Многообразие птиц»

(УМК: Пономарева И.Н.)

Цель:

1.Образовательная : научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать учебные знания, умения, навыки, познакомить с многообразием птиц, закрепить и обобщить ранее полученные знания о птицах, их особенностях.

 2. Развивающая: развитие мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы,

 3. Воспитательная: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения учащихся и благоприятного психологического климата на уроке, сохранение интереса к учебному материалу, воспитание гуманного отношения к природе.

Задачи: — раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных экологических групп;

-активизировать познавательный интерес к природе и ее изучению;

-совершенствовать умение работать с рисунками, текстом учебника;

-узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, на фотографиях галереи проекта Глобаллаб.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: работа в группах.

Оборудование: картины с изображением птиц, фотографии, справочники, определители, вопросы и задания для выполнения в группах, чучела птиц

Учебно-методический комплект: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2008.

Ход урока:

.Организационный момент: Сообщение цели и задач урока.

. Изучение новой темы:

     Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
    Демонстрация картин птиц.
 На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания. 

 Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.
 Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
 Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. 
 А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
   Птицы — самый многочисленный класс наземных позвоночных животных. Он насчитывает около 9000 видов. Для сравнения: число современных амфибий равно 2100, рептилий-6000. Приспособленные к самым различным условиям местообитания и добывания корма, птицы, занимают видное место в современной фауне, образовав огромное многообразие форм, распространенных от Арктики до Антарктиды.

 Вопрос к классу:  что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных?

 Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.
  Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда  (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы.

   Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле.
Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут.

Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.

Прочитайте текст «Систематические группы птиц», используя рисунки 176, 177 и 178 (с.229) назовите 3 группы, образующие класс Птицы, перечислите их отличительные признаки.

(Страусовые: не способны к полету, так как крылья редуцированы, контурные перья рассученные: не имеют крючочков и бородки не образуют сомкнутых опахал. Небольшая грудина лишена киля. Небольшая голова высоко поднята.

Пингвины: жесткие перья с расширенными уплощенными стержнями и небольшими опахалами плотно черепицеобразно налегают друг на друга , передние конечности видоизменены в крылья- ласты, ноги сдвинуты назад ,короткий хвост.

Типичные птицы: летающие птицы разной окраски, клюв различной формы. Распространены по всему земному шару.)

 Работа в группах. Учащиеся  получают набор карточек с изображением птиц разных  экологических групп. В течение 3-4 минут группы учащихся из 4 – 5 человек распределяют птиц по группам.
Учитель: сколько групп у вас получилось, по каким признакам производился отбор.
 ( По типу питания и места обитания, гнездования).

Делают вывод:
Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения
 По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику: Биология. Животные. Учебник 7 класса авторы: В.М.Константинов, Г, Бабенко, В.С. Кучменко. М. «Вентана — Граф». § 49 стр.233.)
В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов. 

 Экологические группы птиц:
     

По типу питания

По местам обитания

 Растительноядные птицы
 

 Водоплавающие птицы
 

 Насекомоядные птицы
 

 Птицы побережий водоемов и болот
 

 Хищные птицы 
 

 Птицы открытых пространств
 

 Всеядные птицы
 

 Птицы степей и пустынь  
 

 Падалееды 
 

 Птицы леса 
 

Задание: изучите текст «Классификация птиц по местам обитания», выпишите в тетрадь особенности внешнего строения.

1 группа — птицы леса. (Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты.)

2 группа — птицы открытых пространств. (Сильные ноги и длинная шея.)

3. группа — водоплавающие птиц. (Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, ноги сдвинуты далеко назад.)

4. группа — птиц побережий, водоемов и болот.(Длинные тонкие ноги и длинная шея, большой клюв.)

.Закрепление изученного материала.

Работа с материалами проекта Глобаллаб «Узнавай птиц»:

1.Используя галерею фотографий определить систематические и экологические группы птиц.

2.Используя разные графики определить вблизи какого водоема больше всего встретилось птиц?

3.Где чаще всего встречаются городские птицы?

4.Рассмотреть фотографии птиц с необычным для своего вида оперением.

Сделать вывод.

Отгадать загадки и назвать к какой группе относится птица.

  1. Птицы, вынашивающие яйца на лапах (пингвины).

  2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (дятел)

  3. Птенцы какой птицы не знают матери (кукушки).

  4. В синим небе голосок, будто крохотный звонок (жаворонок).

  5. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова).

  6. Желанный гость с далекого края под окном живет ( ласточка).

  7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока).

  8. Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи (цапля).

  9. Он серенький на вид, но пением знаменит(соловей)

IY.Домашнее задание. Изучить § 49.

Y. Подведение итогов и выставление оценок.

Литература:

1. Биология. Животные. Методическое пособие. В.С. Кучменко, С.В.Суматохин. М.:»Вентана-Граф» 2007 г.

2. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы./Т.А.Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В. Суматохин и др.._М.:Дрофа, 1999.

3. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биологии._М.: Просвещение, 1982

https://globallab.org/ru/project/cover/uznavai_ptic.ru.html «Узнавай птиц» проект Глобаллаб.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель