Формирование здорового образа жизни студента на уроках естественно научного цикла колледжа

Предпросмотр файла:

Формирование здорового образа жизни студента на уроках естественно научного цикла колледжа

ВВЕДЕНИЕ

1. Здоровый образ жизни и его ценность

2. Формирование здорового образа жизни студента на уроках

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Введение

Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален.

Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

В данной работе мы рассмотрим особенности формирования здорового образа жизни студентов на уроках естественно научного цикла колледжа.

1. Здоровый образ жизни и его ценность

Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

Образ жизни, в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

— рациональное питание;

— закаливание;

— личная гигиена;

— положительные эмоции.

В то же время сложившаяся ситуация в современном мире не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам.

2. Формирование здорового образа жизни студента на уроках

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.Все человеческие задатки развиваются и функционируют как способности только благодаря воспитанию.

Современная российская официальная образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.

Самый главный порок современной образовательной системы состоит в том, что она фактически игнорируют требование научной педагогики о первостепенном обучении учащихся самопознанию и саморегуляции тела, личности и души. В ней господствует формализм. Учащуюся молодежь не обучают правилам борьбы за выживание в современных условиях. Человек, не знающий самого себя и не умеющий управлять собой, является игрушкой в руках других людей. Не он управляет своей судьбой, а становится рабом обстоятельств, предрассудков, моды и собственных капризов.

Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты — это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Для выяснения, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни каждого студента.

В своей деятельности использую данные психолого – педагогической диагностики студентов, для положительно эмоционального настроя к учебной деятельности студентов. Результаты диагностики оглашают на консилиуме каждой группы о каждом студенте в начале учебного года.

На уроках экологии, биологии рассказываю школьникам о признаках духовного здоровья человека: порядочности ,тактичности, гуманизме, духовном богатстве , умении адекватно оценивать ситуацию, особенности понять и оценить точку зрения оппонента, проявлении выдержки, терпения, объективности в споре; об отношении к природе как показателе духовного здоровья человека, экологической ответственности, потребности здорового человека в общении с живыми существами, о недопустимости экологической жёсткости, о проблеме формирования экологической культуры: ценностных ориентаций, знаний, умений экологического характера.

Результаты медицинского осмотра стабильно показывают: у всех студентов есть отклонения от норм здоровья. Они все больные в разной степени, живут в тревоге, многие в стрессовом состоянии. Редкий студент ведет здоровый образ жизни.

В целях направления студентов на путь ведения здорового образа жизни необходимы:

— знания о своем организме, которые они получают на моих уроках биологии, химии и естествознания, уроках валеологической направленности, где включены мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз).

— Плодотворный труд – учеба студента — важный элемент здорового образа жизни. Различные формы проведения уроков — один из путей повышения познавательной активности студентов. Прежде всего, использую НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА это ВИДЕОУРОК. Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на студентов.. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у студентов личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, студентам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания.

Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. На моих занятиях студенты составляют согласно расписанию уроков свой режим дня труда и отдыха, на последующих уроках анализируют выполнение составленного режима дня.

— Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье студентов. Уроки: «К чему приводит алкоголизм?», «Вред курения», «Радиактивное загрязнение», «Компьютер и подросток» и т. д. дают ясную картину необходимости сохранения здоровья. Обязательным атрибутом этих и многих других уроков является наглядность пропагандирующая ОТКАЗ от КУРЕНИЯ, СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, НАРКОТИКОВ. Студенты готовят на уроки — презентации, сообщения, проспекты по данной теме.

— Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание, обеспечивающие правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Знания о рациональном питании студенты получают на уроках естественно научного цикла согласно рабочим программам, в которые включены темы уроков: «Характеристика углеводов. Глюкоза», «Жиры» «Аминокислоты», «Обзор строения и свойств белков», «Витамины и их роль», «Химическая организация клетки. Неорганические вещества» и другие.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. На уроках в результате совместной деятельности со студентами разрабатываем комплекс упражнений для тренировки пресса, укрепления всех групп мышц организма, а также анализируем благотворное влияние на состояние организма студентов, занимающих в различных спортивных секциях колледжа. Занятия физическими упражнениями и спортом, надежный щит против многих болезней.

Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Изучение данного вопроса рассматриваем в темах: «Клеточное строение организма», «Наследственность и изменчивость».

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. «Час Чистоты и Здоровья» провожу еженедельно на консультациях, где активное участие в подготовке и проведении принимают сами студенты. Темы уроков «Неклеточные формы жизни. Вирусы», «Мыла, как соли карбоновых кислот», «Жиры»

Заключение

Итак, итак, здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья — кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.

Особое внимание в настоящее время следует уделять формированию здорового образа жизни студентов. В частности здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Мы выяснили, что на здоровее влияют многие факторы, среди которых выделяют: правильное питание, здоровый сон, закаливание организма и др.

Существенное значение для формирования здорового образа жизни студентов имеет режим дня. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у студентов в образовательном процессе отношения к здоровью как главной человеческой ценности.

Решение этой задачи возможно при сочетанной работе по следующим направлениям:

— необходимо побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи, культивировать своего рода «моду» на здоровье,

— самовоспитание личности — сотвори сам себя.

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Литература

Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1999 г.

Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983г.

Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998 г.

Сухов С. Альконский В. Режим дня, как фактор здоровья//Физкультура и спорт 1991 № 3

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель