Предпросмотр файла:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
И.А. Мельник
ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж
строительства, экономики и права»
г. Луганск
lstts2006@rambler.ru
Аннотация.
В статье представлен возможный вариант применения инновационных педагогических технологий на примере бинарного занятия. Бинарные занятия благотворно влияют на образовательный процесс: студенты получают знания и навыки, а преподаватели — удовлетворение от результатов работы.
Ключевые слова: бинарный, бинарная учеба, деловая игра, интегрированное занятие, межпредметные связи.
Актуальность проблемы.
Актуальной проблемой нынешнего времени является усиление требований со стороны работодателей к профессиональной компетентности выпусников СПО.
Главной проблемой обучения будущих юристов были и есть вопросы усиления практической подготовки студентов, развитие профессиональной мобильности, способности адаптироваться в современных экономических условиях, быть привлеченным к общественной жизни своей страны.
Цель статьи — обмен опытом проведения практических занятий с использованием инновационных технологий в процессе обучения с целью повышения качества подготовки будущих юристов.
При проведении традиционных занятий по изучению отраслевых юридических дисциплин восприятие новой информации студентами осуществляется по каждой отрасли права отдельно, и они не могут оперативно ориентироваться в междисциплинарных связях.
Бинарное занятие — это такая организация учебного процесса, который одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков из двух взаимосвязанных учебных дисциплин.[1, с. 26].
Для решения этой проблемы действенным средством может служить бинарная модель проведения занятий.
Эффективность бинарных занятий включает в себя: .[2, с. 510].
1. Повышение качества профессиональных знаний и формирования практических умений, навыков.
2. Повышение познавательной и практической активности.
На одном из этапов проведения игры.
Повышается готовность воссоздавать усвоенные знания, продемонстрировать средства и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний.
3. Снижение числа случаев механического заучивания материала.
На бинарном занятии необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия.
4. Усиление самоконтроля студентов в процессе выполнения работы.
5. Повышение творческой активности.
6.Усиление воспитательной роли учебы, формируется система значимости знаний, умений, представлений о профессиональной деятельности, дисциплина, организованность, ответственность, коллективистские качества, регулируется жизнедеятельность личности, развивается творческий потенциал.
Проведение бинарных занятий является эффективным и для преподавателей, т.к дает возможность: .[3, с. 250].
— сочитать педагогические усилия двух преподавателей, что позволяет на высоком уровне осуществлять обучение.
— усиления индивидуализации обучения.
— эти занятия имеют большое значение в плане повышения квалификации самих преподавателей, их профессиональной направленности.
Практические занятия по теме "Трудовые споры" по дисциплине "Трудовое право" и "Рассмотрение дела в суде" по дисциплине "Гражданский процесс" были соединены путем проведения бинарного занятия на тему "Судебное разбирательство трудовых споров". Занятие проводилось в форме деловой игры путем моделирования ситуации по рассмотрению трудового спора в суде.
Деловая игра — это активная форма обучения, которая объеденяет теоретическую и практическую подготовку студента. Навыки общения, приобретенные студентом в процессе учебной игры, имеют важное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов. .[4, с. 50].
Основной целью занятия является повышение уровня профессиональной подготовки студентов, закрепления и углубления знаний о порядке разрешения трудовых споров в суде, усовершенствования практических умений и навыков составления процессуальных документов.
Задание учебной игры- дать правильную квалификацию спорным трудовым правоотношениям, провести заседание суда по рассмотрению трудового спора.
Бинарное занятие проводится в три этапа: подготовка к учебной игре; проведение игры; подведение итогов занятия.
Первый этап. При подготовке к занятию студенты изучают фабулу дела, распределяют роли, повторяют пройденный материал.
Второй этап посвящен рассмотрению и решению дела, где каждый из участников игры так или иначе демонстрирует знания в области трудового права и гражданского процесса.
Заканчивается учебная игра вынесением "судебного решения" по делу.
В ходе первых двух этапов преподаватели следят за ходом учебной игры и в случае необходимости дают консультации.
Вынесение «процессуальных решений» на заключительном этапе занятий.
Третий этап – это подведение итогов бинарного занятия. Анализируется работа каждого студента, отмечаются как позитивные моменты, так и недостатки его работы в учебной игре.
Студенты во время учебной игры получают представление о работе адвоката, юрисконсульта, судьи, прокурора, а также могут проверить свои знания и умения, приобрести навыки будущей профессии.
По отмеченной выше методике могут проводиться занятия и по другим темам по дисциплине "Трудовое право" ( "Материальная ответственность", "Оплата труда" и др.), а также по дисциплине "Гражданский процесс" ( "Иск", " Апелляционное рассмотрение").
Выводы.
Проведение бинарного занятия как одной из форм теоретического и практического обучения с использованием информационных технологий позволило сделать следующие выводы:
Бинарные занятия служат средством повышения мотивации изучения дисциплин; развивают у студентов навыки самообразования; развивают аналитические способности; обладают огромным воспитательным потенциалом; обеспечивают комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации и др.
Такие занятия интересны и студентам, и преподавателям.
Использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов обучения, в данном случае технологии бинарного занятия способствует активизации мыслительной деятельности студентов, позволяет показать место и роль знаний по трудовому праву и гражданскому процессу в процессе подготовки специалистов-юристов с учетом междисциплинарных связей.
Список литературы
-
Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . — М.: УЦ Перспектива, 2013. –
С. 408 .
-
Прикладная юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ, 2012. – С. 512
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – С.256
-
Филипчук Е.В. Дидактические игры в форме бинарного урока. / Е.В. Филипчук, Л.Ф. Пышнограй // Специалист. – 2001. – №1.-С.55
3