Формирование речи у детей с ОНР

Предпросмотр файла:

ГОО « Кузбасский ЗЦППМС» структурное подразделение АСГО

Формирование речи у детей

с общим недоразвитием речи

коррекционно-развивающая программа

Анжеро–Судженск

2015

Формирование речи у детей с общим недоразвитием речи:

коррекционно-развивающая программа — Анжеро-Судженск.,2012г — 17с.

Рассмотрено Согласовано Утверждено

________ ___________ ________

Автор-составитель: Гарина Наталья Сергеевна, учитель – логопед, первая квалификационная категория

Рецензент: Загляда Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии КРИПКиПРО.

В предлагаемой программе представлена система работы по преодолению общегого недоразвития речи у детей дошкольного возраста, развитию речи в период обучения грамоте в условиях дошкольного логопедического пункта. Программа рекомендуется для использования учителями-логопедами дошкольного учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………….3

  2. Тематический план…………………………………..…………………7

  3. Содержание ………………………………………………………..12

  4. Перечень ключевых слов………………………………………….16

  5. Список литературы…………………………………………………17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Полноценная речь ребенка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым, развиваем у них познавательные способности, совершенствуем психические функции (М. М. Кольцова, Н. Х. Швачкин, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская).

Речь организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различие предметов. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Наличие снижения познавательной деятельности и интеллекта тормозит и искажает все стороны речи: звукопроизношение, лексика, грамматическое оформление устных и письменных высказываний, фонетический и фонематический анализ и синтез, нарушаются чтение и письмо, дефекты произношения. Неумение связно излагать свои мысли затрудняет процесс обучения умственно отсталого ребенка грамоте (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Р. Е. Левина).

В связи с актуальностью проблемы общего недоразвития речи была составлена программа на основе методических рекомендаций Филичевой Т.Б Чиркиной Т.Г.

Цель данной программы: коррекция общих нарушений речевого развития у дошкольников.

В процессе реализации цели будут решаться следующие задачи:

-формировать фонематическое восприятие;

-совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

-предупреждать дисграфию (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации).

-развивать просодическую сторону речи;

-развивать связную речь;

-совершенствовать навыки чтения и письма.

Упражнения по развитию связной речи проводятся систематически и последовательно на каждом занятии в устной форме, а по обогащению и расширению словарного запаса – последовательно по месяцам. По усмотрению логопеда можно изменять последовательность изучения тем в зависимости от условий местности и характера протекания сезонных изменений в природе.

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, а не только над каким-то одним изолированным дефектом. Необходимо в процессе логопедической работы максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности

Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, необходимо использовать на занятиях упражнения для тонких движений рук, задания по оречевлению действий элементы логопедической ритмики.

Так как речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов, важным принципом в работе по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта, является связь с другими сторонами психического развития ребенка. Специфика познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала.

К концу обучения по данной программе обучающиеся должны

Знать

Уметь

  1. наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса логопеда;

  2. название изучаемых предметов, части предметов;

  3. графическое начертание заглавных и строчных букв в соответствии с нормами каллиграфии;

  4. признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких.

  1. азличать звуки на слух и в произношении;

  2. анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

  3. плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

  4. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного или прослушанного и по иллюстрации к тексту;

  5. называть предметы и характеризовать их по основным свойствам;

  6. участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

  7. составлять простые нераспространенные предложения;

  8. распространять предложения, по вопросам правильно употребляя формы знакомых слов;

  9. употреблять большие буквы в начале предложения и ставить точку в конце;

  10. делить текст на предложения.

В связи с тем, что нарушения речи в зависимости от дефекта детей носят стойкий характер, логопедическая работа по развитию речи будет осуществляться в форме коррекционных занятий – занятия проходят в игровой форме и носят элементы занимательности.

Занятия по данной программе рассчитаны на 1 год обучения в условиях логопункта и будут проводиться 2 раза в неделю малыми группами. Предусмотрено 45 занятия и 8 контрольная диагностика. Всего 53ч

В ходе лого-коррекционной работы количество занятий может быть изменено в зависимости от успехов обучающихся (увеличено или сокращено).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1-4

Обследование устной речи

Обследование графо-моторных навыков

5

Зачем людям речь. Знакомство с артикуляционным аппаратом

6

Понятие о слове как о речевой единице

Предметы и их названия

Усвоение понятия «слова» как части предложения

7

Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: «Кто? Что?» Предметы одушевленные и неодушевленные

8

Единственное и множественное число предметов. Схема слова

9

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?»

10

Связь названия признаков со словами, обозначающими предметы

11

Набор слов и предложение. Изменение слов в предложении

12

Составление схемы предложения, определение количества слов в предложении

13

Составление предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих: «О ком? или О чем?» говорится в предложении, и что говориться

14

Постановка точки в конце предложения и написание заглавной буквы в начале предложения

Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения

15

Слова – названия и служебные слова (предлоги и союзы «и», «а»). Роль предлога и союза в предложении

16

Определение количества слов в предложении, где есть союзы и предлоги

17

Звуки речи как материал языка. Различение звуков в слове на слух

18

Правильная и отчетливая артикуляция звуков

Способ выделения звуков в слове

19

Определение количества и последовательности звуков в слове с опорой на звуковую модель в различных по своему звуковому строению словах

20-21

Промежуточное обследование

диагностика

22

Понятие слога. Деление слов на слоги и обозначение их на звуковой схеме слова

23

Порядок слогов в слове

Определение их количества

19

Гласные и согласные звуки их различия

24

Составление схемы слов с выделением гласных и согласных звуков

25

Определение вида звуков на слух

26

Словообразующая роль гласного

27

Смыслоразличительная функция гласного

28

Ударение

Способ определения ударного слога

Смыслоразличительная функция ударения

Умение интонационно выделять ударения

29

Ударная и безударная гласные

Обозначение ударения на звуковой схеме слова

30

Согласные твердые и мягкие

Определение твердости – мягкости звука на слух и обозначение на звуко-слоговой схеме

31

Согласные парные и непарные по мягкости – твердости

Смыслоразличительная функция мягких и твердых согласных

32

Звонкие и глухие согласные

Два способа определения звонкости – глухости согласных на слух

33

Парные и непарные по звонкости – глухости согласные

34

Смыслоразличительная функция согласных Обозначение звонкости – глухости на схеме слова

35

Полный звукобуквенный анализ слов с составление схемы

36

Предложение и текст

Разграничение предложений в тексте (на слух)

37

Развитие временных представлений и пространственной ориентации

38

Обобщение глагольного словаря

39

Знакомство с переносным значением слов

40

Расширение словарного запаса путем использования названий предметов и явлений окружающего мира, их признаков и действий (таблица «Лексико-грамматические циклы»)

41

Обучение первоначальному пересказу

Развитие речи.

42

Драматизация как способ пересказа

43

Предсказывание стихотворного текста

44

Обучение самостоятельному рассказыванию

45

Составление рассказов по серии сюжетных картин

46

Рассказывание по картинке

47

Обучение составлению рассказов – описаний предметов с элементами рассуждений

48

49-53

Обучение свободному рассказыванию

Обследование устной речи и графо — моторных навыков.

итого

53ч

Содержание программы

Тема

Содержание

Кол-во часов

1. Зачем людям речь

Знакомство с артикуляционным

аппаратом

Итого

2. Слово – понятие. Слова, обозначающие предмет одушевлённой и неодушевлённой формы, имеющие число.

Схема предложения

Понятие о слове как о речевой единице. Предметы и их названия

Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Предметы одушевленные и неодушевленные

Единственное и множественное число предметов. Схема слова

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Связь названия признаков со словами, обозначающими предметы

Изменение слов в предложении

Итого 8ч

3 Предложение

Схемы, самостоятельное составление, выделение слов Т.п. Выделение конец предложения и написание заглавной буквы в начале. Выделение предлогов и союзов

Составление схемы предложения, определение количества слов в предложении

Составление предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих: о ком? или о чем? говорится в предложении, и что говориться

Постановка точки в конце предложения и написание заглавной буквы в начале предложения

Слова – названия и служебные слова (предлоги и союзы «и», «а»). Роль предлога и союза в предложении

Определение количества слов в предложении, где есть союзы и предлоги

Итого 5ч

4 Звуки Различение звуков на слух.

Уметь правильно выполнять артикуляцию звуков

Звуки речи как материал языка.

Способ выделения звуков в слове

Определение количества и последовательности звуков в слове с опорой на звуковую модель в различных по своему звуковому строению словах

Итого 3ч

5. Диагностика с целью прослеживания динамики

Промежуточное обследование

Итого 2ч

6.Слоги

Деление слов на слоги и обозначение на схеме Определение их количества

Понятие слога.

Порядок слогов в слове

Итого 2ч

Гласные и согласные звуки

Составление схемы слов с выделением гласных и согласных звуков

Определение вида звуков на слух

Словообразующая роль гласного

Смыслоразличительная функция гласного

Итого 5ч

7 Звуки гласные и согласные их отличия.

8 Ударение способ определения ударного слога Ударные и безударные гласные

Ударение. Способ определения ударного слога смыслоразличительная функция ударения

Ударная и безударная гласные. Обозначение ударения на звуковой схеме слова

Итого 2ч

9. Обозначение твёрдости и мягкости, согласных на слух и определение по схеме Звукобуквенный анализ слова

Согласные твердые и мягкие.

Согласные парные и непарные по мягкости – твердости. Смыслоразличительная функция мягких и твердых согласных

Звонкие и глухие согласные.

Парные и непарные по звонкости – глухости согласные

Смыслоразличительная функция согласных. Обозначение звонкости – глухости на схеме слова

Итого

6 ч

10.Предложение

Предложение и текст Разграничение предложений в тексте (на слух)

Итого 1ч

11.Развитие невербальных качеств

Развитие временных представлений и пространственной ориентации.

Итого1ч

12. Развитие словаря

Обобщение глагольного словаря

Знакомство с переносным значением слов

Расширение словарного запаса путем

использования названий предметов

и явлений окружающего мира, их признаков и действий (таблица «Лексико-грамматические циклы»)

Итого 4ч

13. Развитие речи через пересказ, рассказ, сюжетные картинки, рассуждение и свободное рассказывание

Обучение первоначальному пересказу

Драматизация как способ пересказа

Предсказывание стихотворного текста

Обучение самостоятельному рассказыванию

Составление рассказов по серии сюжетных картин

Рассказывание по картинке

Обучение составлению рассказов – описаний предметов с элементами рассуждений

Обучение свободному рассказыванию

Итого 11ч

14-15

Обследование устной речи и граффо-моторных навыков.

итого

53ч

ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Месяц

Недели обучения

Название темы

Кол-во

часов

Сентябрь

4-я

«Грибы»

Октябрь

1-я

«Овощи»

Октябрь

2-я

«Фрукты»

Октябрь

3-я

«Ягоды. Домашние заготовки»

Октябрь

4-я

«Осень. Деревья»

Ноябрь

1-я

«Дикие животные»

Ноябрь

2-я

«Дикие животные готовятся к зиме»

Ноябрь

3-я

«Перелетные птицы»

Ноябрь

4-я

«Зимующие птицы»

Декабрь

1-я

«Домашние животные»

Декабрь

2-я

«Домашние животные и птицы и их детеныши»

Декабрь

3-я

«Зима. Зимняя одежда»

Декабрь

4-я

«Зимние забавы. Новый год»

Январь

2-я

«Человек. Части тела»

Январь

3,4-я

«Транспорт. Правила дорожного движения»

Февраль

1-я

«Материалы и инструменты»

Февраль

2-я

«Профессии. Строительство»

Февраль

3-я

«Защитники Отечества»

Февраль

4-я

«Времена года. Календарь. Весна»

Март

1-я

«Мамин день. Семья»

Март

2-я

«Ранние признаки весны. Первые цветы»

Март

3-я

«Электроприборы. Ателье»

Март

4-я

«Весна в природе»

Апрель

1-я

«Труд людей весной»

Апрель

2-я

«Космос»

Апрель

3-я

«Возвращение птиц. Насекомые»

Апрель

4-я

«Посуда. Продукты питания»

Май

2-я

«Животные жарких стран»

1 ч

итого

28ч

Перечень ключевых слов

Речь

Артикуляционный аппарат

Слово

Схема слов

Предложение

Предмет

Число: единственное, множественное

Заглавная буква

Точка

Звук

Гласный звук, согласный звук

Ударение

Ударная и безударная гласные

Согласные: звонкие, глухие, твердые, мягкие, парные, непарные

Текст

Пересказ

Драматизация

Рассказывание

Рассуждение

Список литературы

  1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. — М.: Владос, 2001.- 336 с.

  2. Ефименкова, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1991.

  3. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. — Екатеринбург: АРД ЛТД , 1998.- 320 с.

  4. Логопедия: Учебник для студентов пед. ВУЗов. Под ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н. – М.: Владос, 1998.- 680 с.

  5. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. – Вестник образования. – 2001. – № 2. – 62-70 с.

  6. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

  7. Практикум по детской логопедии. Под ред. Селиверстова В.И. – М: Владос, 1995. – 272 с.

  8. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). — М.: Просвещение, 2001.

  9. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.

  10. Ястребова, А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Книго-Центр, 1996. – 47 с.

  11. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2000.

  12. Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: Аркти, 1997.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель