Андрей Болконский – поиски смысла жизни. Методическая разработка открытого занятия

Предпросмотр файла:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

Общеобразовательное отделение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема 2.7 Толстой Л.Н.

Андрей Болконский – поиски смысла жизни.

Методическая разработка

открытого занятия

дисциплины БД.02. Литература

АВТОР –

Замятина Светлана Викторовна

преподаватель литературы и русского языка

квалификационная категория – высшая

Иркутск 2018

РАССМОТРЕНО:

Цикловой методической

комиссией русского языка, культуры речи, литературы,

иностранных языков

Председатель ЦМК

УТВЕРЖДЕНО:

Заместитель директора по УМР

_______________/

Дата «____»____________2018 г.

_______________/ Горовая О.В.

«___» ____________ 2018.

Аннотация

Методическая разработка предназначена для реализации ФГОС по литературе и составлена в соответствии с требованиями рабочей программы, авторы-составители: Кулиева Н.А., Постникова Т.В., Шеметова О.Г. – преподаватели «СКТиС». Рабочая программа рассмотрена Цикловой методической комиссией иностранных языков, культуры речи, русского языка и литературы протокол № 1 от 08 июня 2018г. ФГОС по литературе для студентов 1 курса СКТиС.

Методическая разработка занятия по дисциплине БД.02 «Литература» предназначена для проведения занятия в группе студентов, обучающихся по образовательной программе технического профиля. В данной методической разработке представлена базовая методика преподавания основных проблем романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Занятие «Андрей Болконский – поиски смысла жизни» является частью Раздела 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Рабочей программы дисциплины БД.02. Литература, Темы 2.7 Толстой Л.Н., занятием № 18.

Структура занятия: актуализация знаний, проверка домашнего задания, опрос обучающихся по заданному на дом материалу с анализом романа в ходе опроса, закрепление учебного материала, рефлексия.

Данная методразработка может быть использована преподавателями дисциплины «Литература» и студентами в качестве методического пособия к занятию.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация — 3 —

Пояснительная записка — 5 —

Содержание занятия — 6 —

План занятия — 7 —

Ход занятия: — 7 —

Технологическая карта занятия — 10 —

Самоанализ открытого занятия — 12 —

Пояснительная записка

Открытое занятие по теме «Андрей Болконский – поиски смысла жизни» является частью Раздела 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Рабочей программы дисциплины БД.02. Литература, Темы 2.7 Толстой Л.Н., занятием № 18.

К моменту изучения темы занятия студенты познакомились с жизнью и творчеством Л. Толстого, получили общее представление о романе, познакомились с героями произведения.

Занятие «Андрей Болконский – поиски смысла жизни» начинает углубленное изучение судеб главных героев романа в единстве с историей России. Формирует способность студентов выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных высказываниях. Способствует овладению навыками анализа художественного произведения с учетом его жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Итоговой формой зачета по изучаемому роману является написание сочинения или выполнение итогового теста (по выбору студента). Студенты, прочитавшие заданные к занятию главы романа и принявшие активное участие в обсуждении прочитанного, получают дополнительный балл к итоговой работе. Таким образом реализуется одна из ключевых общих компетенций: формирование умения организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач.

Содержание занятия

Дисциплина: Литература

Тема занятия: Андрей Болконский – поиски смысла жизни.

Цели занятия:

— образовательные: Организовать деятельность учащихся с целью знакомства с одним из главных героев романа Толстого Л.Н. Провести анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; создать условия для определения мотивов поступков героев и сущности художественного конфликта.

— воспитательные: Создать условия, обеспечивающие воспитание патриотизма, способности гордиться подвигом русских солдат. Создать условия для формирования способности осмысливать своё поведение в сопоставлении с идеями классической литературы. Осмысление бытия человека и определения смысла собственной жизни, своего назначения, призвания. Способствовать духовно-нравственному воспитанию. Способствовать формированию культуроведческой и общекультурной компетенции.

— развивающие: Способствовать развитию умений воспроизводить содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику; выявлять зависимость художественного повествования от биографических и исторических событий. Способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством использования проблемных вопросов. Использовать сведения по истории и биографические сведения о Толстом для углубленного понимания замысла писателя.

Задачи занятия:

— обеспечить понимание содержания прочитанного материала;

— организовать активное восприятие текста и анализ прочитанного;

— использовать сведения по истории и культурологии для углубленного понимания литературного произведения;

-.подготовить к дальнейшему чтению и анализу романа и работе с тестом.

Место проведения занятия: СКТиС, учебная часть I , ауд.311.

Продолжительность занятия: 1час 30 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия: доска, мел, плазменная панель, компьютер преподавателя, видео-DVD-проигрыватель.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Презентация к роману «Война и мир. Андрей Болконский – поиски смысла жизни»,

стенд «Толстой Л.Н. и его роман «Война и мир», тексты романа «Война и мир».

1.Основная литература

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. / Ю. В. Лебедев. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2016. — Ч. 1 — 367 с.: ил.; ч. 2 — 368 с.: ил.

2. Дополнительная литература

  1. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: учебное пособие / А. Я. Эсалнек — 4-е изд., стереотип. — М.: ФЛИНТА, 2014. – 112с.

  2. Литература [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.litera.ru

3.Для самостоятельной подготовки :

http://veinard.3dn.ru/publ/15-1-0-36

http://www.levtolstoy.org.ru/

http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/proza/vojna-i-mir/vojna-i-mir-1-1-1.htm

http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/bio/biryukov/biografiya-biryukov-1-1.htm

Тип занятия: комбинированный урок

Межпредметные связи: история, философия.

План занятия

1. Организационный момент (3 мин.)

2. Целеполагание. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся (5-7 мин.)

3. Проверка домашнего задания (3-5-мин.)

4. Усвоение новых знаний (30-35 мин.)

5. Проверки домашнего задания и закрепление материала с анализом прочитанного (25 -30 мин.)

6. Рефлексия. Информации о домашнем задании: подведение итогов урока (5-7 мин.)

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Проверка присутствующих

Проверка готовности к работе (наличие текстов)

2. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний. Целеполагание. Активизация знаний:

— Вспомните, какие главные проблемы поставлены в романе.

— Как вы думаете, на чем нам нужно и важно заострить внимание на этом занятии.

— В чем может быть смысл жизни?

— прочтите эпиграф к теме «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н. Толстого от 18.10.1857 года.)

— можно навсегда определить смысл своего существования?

Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

3. Этап. Проверка домашнего задания.

Что вы знаете о кн.Андрее из урока – знакомства с героями?

— Почему и в качестве кого кн. Андрей собирается на войну?

— Куда он поедет прежде, чем оказаться в армии?

4. Этап усвоения новых знаний – метод творческой работы с текстом, ознакомления с новым материалом с элементами эвристической беседы.

    • Семья. Прощание (фильм 1 серия 00.41.25- 43.49, 48.05-51.04)

  • Какие отношения кн.Андрея с кн. Марьей? – с отцом?

  • Что дала на прощание брату кн. Марья?

    • Шенграбенское сражение

Рассказать о начале похода.

Наполеон окружил в районе Ульма армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная, ведя арьергардные бои. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пёльтена, для чего приказал корпусу маршала Э. Мортье, наступавшему по левому берегу Дуная, захватить переправы у Кремса. Но Кутузов, разгадав замысел противника, повернул войска и переправился через Дунай раньше подхода французов, а затем поражение корпусу Мортье.

Кн.Андрей был легко ранен и отправлен с донесением в ставку императоров в Цнайм. Там он узнал о трагедии русс.армии.

(сообщение 1) Шенграбенское сражение. Его назначение и роль в войне.

Записать Шенграбенское сражение призвано спасти русскую армию

(сообщение 2) Батарея капитана Тушина. Образ Тушина, отношение солдат, роль батареи в сражении. Записать Батарея капитана Тушина. Изображение героизма русских солдат

    • Кн.Андрей: Преодоление страха, новое понимание войны.

Записать На батарее Тушина кн.Андрей понимает: война – это грязная и тяжелая работа.

5. Этап. Этап проверки домашнего задания и закрепления материала с анализом прочитанного – метод аналитической работы с текстом с элементами эвристической беседы. Комментированное чтение.

    • Аустерлицкое сражение.

  • Что делает Кутузов во время военного совета? Почему?

    • Военный совет. Кутузов спит

  • О чем думает кн.Андрей перед сражением? Что такое Тулон? Что такое СЛАВА для кн.Андрея?

    • Мечты о своем Тулоне

Записать … Накануне Аустерлицкого сражения кн.Андрей видит смысл жизни в славе: «…Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно…я всех …отдам за любовь к себе людей…»

    • Подвиг со знаменем. Снижение подвига Толстым

  • Что происходит во время сражения? Как чувствует себя Кутузов? Почему кн.Андрей решил действовать? О чем думает кн.Андрей, когда бежит со знаменем? Что он видит? Можно ли назвать совершаемое кн.Андреем подвигом? Зачем Толстой снижает подвиг кн.Андрея?

    • «Высокое небо»

  • Что видит кн.Андрей, упав? (Кинематографичность Толстого) Что это значит?

Записать Во время сражения кн.Андрей совершает подвиг (рассказать про знамя). Он тяжело ранен в голову. Упав, он видит «Высокое небо». «Высокое небо» князя Андрея – это символ бесконечности и ценности жизни.

    • Разочарование в Наполеоне.

  • Зачитайте, каким видит кн.Андрей Наполеона.

Записать кн.Андрей видит своего кумира, с счастливым от несчастия других взглядом .теперь Наполеон казался …маленьким, ничтожным человеком … … Кн. Андрей понимает ничтожность величия и славы. Новый смысл жизни открывается ему: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему».

6. Этап рефлексии. Информация о домашнем задании: подведение итогов урока. Выставление оценок.

Выберите начало фразы и продолжите её:

  • Сегодня я узнал…

  • Я смог….

  • Было интересно…

  • Я попробую…

  • Меня удивило….

  • Урок дал мне для жизни…

  • Было трудно….

  • Я научился…

  • Теперь я могу…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

Домашнее задание:  

1) т.2 ч.2 гл.11,12; т.2 ч.3 гл.1,2,3,4. Дополнительно: т.2 ч.З. гл. 5, 6,

роман «Война и мир»

2) Запишите в тетради ответ (10 предл.) на один из вопросов (по вашему выбору):

  • Что открывается Болконскому после «свидания с Бонапартом»?

(на 3-4 балла)

  • Каков смысл образа «высокого, вечного неба» в этой сцене?

(4-5 баллов)

  • Кому ещё из героев романа и когда дано увидеть своё «небо»? Что оно для них означало?

(на 5 баллов)

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Время мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат

Организационный момент

3-5

Приветствие студентов, проверка готовности к работе

Подготовка к уроку, наличие текстов

Готовность к совместной деятельности

Целеполагание. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся

5-7

Организует обращение к личному опыту студентов, подводит к самостоятельной формулировке цели занятия

Отвечают на вопросы, интерпретируют имеющиеся знания. Обращаются к личному опыту

Готовность студентов к активной познавательной и аналитической деятельности

Проверка домашнего задания

3-5

Выявление знаний о прочитанном и изученном ранее материале

Отвечают на вопросы, показывают знания текста и умение интерпретировать прочитанное

Выявление знаний для опоры на имеющуюся информацию с целью дальнейшего анализа текста

Усвоение новых знаний

30-35

Изложение чтение нового материала. Демонстрация отрывка фильма .

Слушают, смотрят, анализируют увиденное и услышанное, записывают главное

активное восприятие текста и анализ прочитанного

Проверка домашнего задания и закрепление материала с анализом прочитанного

25 -30

Опрос студентов, развитие познавательных способностей студентов, посредством использования проблемных вопросов

воспроизводят содержание литературного произведения, определяя проблематику; выявляют зависимость художественного повествования от биографических и исторических событий. Отвечают на вопросы, зачитывают отрывки прочитанного, интерпретируют информацию. Записывают главное.

Выявление знаний, активное восприятие текста и анализ прочитанного

Рефлексия, подведение итогов урока

5-7

Предлагает оценить полученную на занятии информацию, сопоставить с личным опытом и восприятием.

Оценивает работу студентов на уроке

Анализируют полученные знания сопоставляя с личным опытом, выявляют проблемы, заинтересовавшие лично каждого

Понимание прочитанного и изученного в контекста личного опыта

Информации о домашнем задании

2-3

Формулирует дифференцированное домашнее задание, нацеливает на дальнейшее развитие проблемы

Выбирают вариант задания по своим силам.

Записывают главы для дальнейшего чтения

Чтение и анализ глав романа.

Заключение

Самоанализ открытого занятия

Открытое занятие по теме «Андрей Болконский – поиски смысла жизни» начинает углубленное изучение судеб главных героев романа в единстве с историей России. Это втрое занятие по изучению текста романа. На этом занятии начинается углубленное изучение художественного образа одного из главных героев романа, занятие нацеливает студентов на постижение одной из основных проблем романа «Война и мир», дает представление об изображении исторических событий на страницах романа и начинает изучение характеров русских солдат на примере батареи капитана Тушина.

Группа 1 курса СДМ-18-1 состоит из 25 человек, на занятии отсутствовал один студент. На занятиях по литературе студенты работают активно, большинство выполняет требования преподавателя, систематически готовится к занятиям. 4 человека в группе имеют слабую мотивацию к учебе и работают нерегулярно, для таких студентов подбираются индивидуальные задания меньшего объема и пониженного уровня сложности.

При планировании занятия учитывалось, что студенты читающие, и вопросы формулировались с учетом знания текста большинством учащихся.

Главный этап занятия – эвристическая беседа по прочитанным главам романа «Война и мир».

В начале занятия все студенты активно работали, чтобы понять и сформулировать цель урока, показали знание ранее прочитанного материала.

Далее преподаватель и двое заранее подготовленных студентов излагали новый материал, студенты грамотно интерпретировали услышанное и увиденное в эпизодах художественного фильма.

Разбирая описание Аустерлицкого сражения, студенты активно анализировали прочитанное, отмечали детали, раскрывающие замысел писателя, аргументированно отвечали на проблемные вопросы, спорили о прочитанном, отстаивая свою точку зрения.

Презентация к изучению романа Л.Н. Толстого. «Война и мир» и эпизоды художественного фильма С. Бондарчука помогли более глубоко понять атмосферу того времени, способствовали систематизации знаний.

Контроль усвоения знаний осуществлялся с помощью вопросов по прочитанному тексту и формулирования выводов из прочитанного.

Атмосфера на занятии сложилась творческая, студенты работали активно, грамотно пересказывали содержание прочитанного, показали хорошее владение методом анализа текста. В итоге поставлено 7 оценок «отлично», 9 оценок «хорошо».

При подведении итогов по изучаемому материалу студенты активно анализировали полученные знания, говорили о проблемах своего восприятия.

Все поставленные цели занятия были реализованы.

3

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель