Предпросмотр файла:
Разноспрягаемые глаголы.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2.
Урок № 159. © ООО «Баласс», 2013
Определите спряжение глагола
Определяем тему урока
Впишите букву в окончании
глагола:
Молв…шь, они скаж…т, куша…шь, гон…м, бре…те, увид…м, мёрзн…шь.
Постановка проблемы урока
Форма глагола.
Ед.ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
бегу
беж ишь ( II спр.)
беж ит ( II спр.)
Мн.ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
беж им ( II спр.)
беж ите ( II спр.)
бег ут ( I спр.)
Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания глаголов 1 и 2 спряжения?
Открываем новые знания
Выделите корни в слове
разноспрягаемые
Как вы думаете, о чем говорят эти корни?
(Вспомните, что такое разносклоняемые существительные.)
Сравните свои предположения с данным в таблице материалом.
Разноспрягаемые глаголы
Поработайте (в парах) с таблицей разноспрягаемых глаголов в учебнике.
Сколько разноспрягаемых глаголов вы узнали?
Какую еще особенность разноспрягаемых
глаголов заметили?
К разноспрягаемым относят 4 глагола бежать, хотеть, есть, дать , а также производные от них забежать, захотеть, поесть, отдать…
Проверьте себя
Рефлексия
Найдите «лишнее» слово
- БЛАГОДАРИМ, ГЛЯДИМ, БЕЖИМ
- ЕДЯТ, ПИЩАТ, ДАДУТ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ура!!!
Запишите данные глаголы в 3 столбика: глаголы 1 спряжения, глаголы 2 спряжения, разноспрягаемые глаголы
- Иметь, прибыть, пить, бить, держать, ценить, дать, желать, жалить, прибежать, есть, брать, отдать, бежать, притерпеться, захотеть, наесться, создать, погнать, задержать, мыть, говорить.
Разноспрягаемые глаголы: дать, прибежать, есть, отдать, бежать, захотеть, наесться, создать.
Глаголы 1спр.
Глаголы 2 спр.
- Иметь
- Прибыть
- Пить
- Желать
- Брать
- Бить
- Мыть
- Держать
- Ценить
- Жалить
- Притерпеться
- Задержать
- Погнать
- Говорить
Подумайте, как лучше сказать: кушать или есть ?
Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: « Я уже покушал » или « Я
уже поел »?
Корней Иванович Чуковский в книге «Живой, как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: ”Я кушаю (покушал)“ – это всё равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».
При подлежащем, выраженном местоимением я , этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть : ем, поел, буду есть .
А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глагол кушать и покушать употреблять принято.
ИТОГ УРОКА
- Что узнали на уроке?
- Что запомнили?
- Что научились делать?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Обязательное для всех
По желанию
- Теория на стр.151-152
- Упр.589
- Сочинить стихотворение для запоминания разноспрягаемых глаголов