Предпросмотр файла:
Тема: Имя прилагательное. Обобщение.
Цель: обобщить знания по теме «Имя прилагательное»,закрепить навыки употребления прилагательных в речи
развивать речь, воображение, мышление.
развивать умение работы в группах
воспитывать чувство коллективизма , взаимовыручки
Оборудование: заготовка паспорта, клей, смайлики, словосочетания (индивидуально на листах), девиз урока, презентация.
Ход урока
-
Организационный момент. Психологический настрой.
Девиз нашего урока : Не ленись отвечать, думать, рассуждать, доказывать.
— Пожелаем друг другу творческих удач и успехов.
-
Мозговой штурм
-
С какой темой работали на прошлых занятиях ?
-
Что такое имя прилагательное ?
-
Что обозначает?
-
Как изменяются имена прилагательные?
-
Чем является в предложении?
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
—
-
Формулирование темы урока
— В качестве научной экспедиции мы путешествовали по улицам, переулкам и площадям страны «Прилагательное». Мы узнали, что она располагается между двумя океанами: Океаном Знаний и океаном Умений. Эта огромная страна по количеству жителей занимает 3 место. После каких частей речи?
— А сегодня наша экспедиция завершает работу, так как получен необходимый запас знаний и умений по этому разделу, которые нужно сегодня повторить и обобщить. Сформулируйте тему урока.
— На основе наших знаний мы составим паспорт имени прилагательного. (показываю)
-
1 страничка
— А что такое паспорт?
— Уточним значение этого слова. У каждой группы на столе лежит словарь
Выберите ученика, который найдёт значение слова.
— Каждая группа по очереди будет оформлять страничку паспорта. Для этого вам нужно выбрать паспортиста. Первую страничку оформляет 1 группа.
— Итак, что же такое паспорт?
— Как вы думаете, что можно написать в паспорте имени прилагательного?
— Паспортист заносит сведения в паспорт.
— Имя прилагательное- это……..(часть речи)
— которая обозначает…………..(признак предмета)
— отвечает на вопросы………………..(какой, какая, какое, какие)
— начальной формой является форма…………..(мужского рода, единственного числа)
— в предложении прилагательное является………..(второстепенным членом)
-
2 страничка
— Открываем вторую страничку.
— А кто видел паспорта своих родителей?
— Что в нём есть, кроме сведений о его владельце? (фото)
— И в нашем паспорте тоже должна быть фотография.
Художники нашей экспедиции нарисовали портреты имени прилагательного. На творческом совете мы отобрали лучший. Айша , почему имя прилагательное ты изобразила именно так? (прилагательное делает нашу речь живописной, яркой, точной, образной). Паспортист наклей фото.
— Поскольку мы заговорили о роли прилагательного в нашей речи, то третья страничка так и называется: роль имён прилагательных в речи.
Работа по вариантам. Подберите к именам прилагательным и напишите
1вариант – синонимы , 2 вариант –антонимы
Красивый, горячий, добрый, высокий, худой, быстрый
-
3 страничка
— Ребята, а можно ли обойтись без прилагательных? Если нет, поднимите руки вверх, если да, не поднимайте.
Творческая работа
— Прочитайте текст
Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. Природа уснула.
— Что заметили?
— Подберите имена прилагательные к существительным.
— Какая может быть зима? Морозы? Снег? Лес? Деревья? Узоры? Иней? Природа?
— Отредактируйте текст. Запишите.
— Какова же роль прилагательных в речи? (делает речь яркой, образной, красивой)
— Паспортист запишет, а вы оцените сами себя.
Работа с одаренными детьми
Синтаксический разбор предложений ( по творческой работе)
Робота со слабыми учениками
Подчеркните в тексте прилагательные как члены предложения ( по творческой работе)
Физминутка
-
4 страничка
— Как вы определяли род и число у имён прилагательных?
— У каких прилагательных определить род нельзя?
Работа у доски
(зимний) дорога (весёлый) настроение
(зимний) солнце (весёлый) праздник
(зимний) сугробы (весёлый) девочки
(зимний) полдень (весёлый) песенки
— Раскройте скобки так, чтобы прилагательное было согласовано с существительным в роде и числе. Укажите род и число.
— Проверьте друг друга.
— Паспортист запишет вывод. Помогите ему, что он должен записать.
(род и число прилагательного определяется по имени существительному)
-
5 страничка
— Как ещё изменяются прилагательные? (по падежам)
— Вспомните, как определить падеж прилагательного?
Выполнения упражнения у доски
Упражнение 217 стр 81
— Вставьте пропущенные буквы и окончания, определите падеж прилагательных.
— Кто хочет поработать на доске? (2 человека)
— Проверим друг друга. 1 группа проверяет 2-ю, 3 группа проверяет 4-ю.
— Дети у доски проверяют друг друга.
— Сделаем вывод, как вы определяли падеж прилагательных?
— Паспортист, заполни 5-ю страничку.
Зарядка для глаз
Игра «Кто больше?»
Отгадайте ребусы стр85 К словам- отгадкам подберите как можно больше имен прилагательных
Итог урока.
— Итак, имя прилагательное- это часть речи, обозначающая признаки предметов.
— Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие.
— Имя прилагательное изменяется по числам и падежам.
— В единственном числе изменяется по родам.
— Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именем существительным.
-
Итак, мы составили паспорт имени прилагательного, но чего-то не хватает. Что ещё должно быть в паспорте? (печать)
— Но мы её уже сделали. Вернёмся к первому заданию.
— Это и будет печать. А паспортист приклеит её.
-
Рефлексия.
—
— Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали.
Задание на дом : Упражнение 247 стр 91