Рабочая программа для 8 класса

Предпросмотр файла:

Рабочая программа по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 8 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. ФЗ — № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089).

  3. Закон Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)

  4. Учебный план школы МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год.

  5. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом №199/12 от 1.09.2012 года).

  6. Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, сборник Программ общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год.

Обучение ведется по учебнику Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 35 часов в год /1 час в неделю.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в области чрезвычайных ситуациях.

Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях, правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Цели и задачи изучения курса

  • Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;

  • Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

  • Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;

  • Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;

  • Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

  • Знание основных правил дорожного движения.

Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Обеспечение личной безопасности

в повседневной жизни.

16

2

Основы безопасного поведения

в чрезвычайных ситуациях.

13

3

Основы здорового образа жизни и медицинские знания.

6

Итого:

35

Содержание курса

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (16 часов).

Пожарная безопасность (3 часа).

Понятие «пожар», неконтролируемое горение. Пожары в жилых и в общественных зданиях. Основные причины возникновения пожаров.

Организация и обеспечение в повседневной жизни пожарной профилактики среди населения. Организация пожарной безопасности на государственном уроне. Работа МЧС в совершенстве пожарной безопасности в стране.

Основные права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Организация личной безопасности во время пожаров. Пожар в доме, в общественных местах и на даче. Огнетушители. Классификация, виды и порядок применения.

Безопасное поведение в быту (1 час).

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза

Дорожная безопасность (3 часа).

Дорожно-транспортное происшествие и причины увечья людей во время дорожно-транспортных происшествий. Приоритетные направления по снижению ДТП и смертности во время ДТП. Культура участников дорожного движения.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Участники дорожного движения. Дорожные разметки, знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Меры безопасности для пассажиров общественного транспорта.

Велосипедист – водитель транспортного средства. Значение велосипеда в деле повышения культуры водителя транспортного средства. Основные требования к техническому состоянию велосипеда. Основные обязанности велосипедиста.

Безопасность на водоемах (2 часа).

Обеспечение безопасности на водоемах в различных условиях. Культура поведения на водоемах. Меры безопасности во время наводнений. Безопасность на водоемах в зимний период. Безопасность пассажиров речного и морского транспорта.

Организация безопасного отдыха на водоемах. Меры безопасности по предупреждению несчастных случаев на водоемах. Обеспечение безопасности во время путешествий на воде. Возможные последствия во время организации путешествий.

Оказание помощи попавшим в беду на водоемах. Освобождения от захватов. Способы транспортировки пострадавшего на берег. Алгоритм действий оказания доврачебной помощи.

Вынужденное автономное пребывание в природных условиях (2 часа).

Способы ориентирования на местности при вынужденном автономном прибывании в природных условиях. Подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи. Сооружение укрытия

Экология и безопасность (2 часа).

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы. Загрязнение водоемов. Экологическая обстановка в России и в Татарстане.

Меры безопасности во время нарушения экологического равновесия. Влияние загрязнения окружающей среды на биохимические процессы в организме человека.

Криминальная безопасность (3 часа).

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами. Правила безопасного поведения в толпе

Тема 2. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (13 часов).

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (8 часов).

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения техногенных ЧС.

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно-опасные объекты. Радиоактивные вещества. Влияние на человеческий организм ионизирующего излучения. Международная шкала определения степени опасности на аварийно-опасных объектах. Анализ чернобыльской аварии.

Обеспечение радиационной безопасности населения. Нормативная база по определению степени облучения населения в Российской Федерации. Меры безопасности для населения, проживающих на территориях, расположенных вблизи радиационно-опасных объектов. Йодная профилактика. Хранение продуктов питания в зоне радиоактивного загрязнения. Эвакуация из зоны радиоактивного загрязнения.

Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия. Сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ). Химически- опасные объекты. Последствия влияния СДЯВ на организм человека.

Обеспечение химической безопасности населения. Основные направления обеспечения химической безопасности. Индивидуальные средства защиты. Подготовка к последствиям химической аварии.

Взрывы и пожары на экономических объектах и их последствия. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Факторы возникновения пожаров и взрывов.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывоопасных объектах. Федеральный закон «Производственная безопасность на объектах».

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Гидротехнические сооружения. Причины возникновения аварии на гидротехнических сооружениях.

Обеспечение безопасности населения во время аварий на гидротехнических сооружениях. Профилактические мероприятия на гидротехнических сооружениях. Обучение населения, проживающей вблизи территории, находящейся в зоне возможного затопления.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (2 часа).

Организация оповещения населения об угрозе техногенной чрезвычайной ситуации. Основной объект защиты. Автоматизированная система оповещения в РФ. Локальная система оповещения.

Организация эвакуации населения при техногенной чрезвычайной ситуации. Виды эвакуации. Способы эвакуации. Масштабы эвакуации. Экстренная эвакуация.

Меры инженерной защиты населения от последствий техногенных чрезвычайных ситуаций. Коллективные средства защиты. Убежища. ПРУ. Простейшие коллективные средства защиты.

Чрезвычайные ситуации природного характера и безопасность населения (3 часа).

ЧС природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения. Вулканы. Ураганы, бури, смерчи. Наводнения и цунами

Тема 3. Основы здорового образа жизни и медицинских знаний (6 часов).

Основы здорового образа жизни (4 часа).

Личное здоровье человека, его духовное, физическое, общественное назначение. Устав всемирной организации здравоохранения. Влияние физических факторов на здоровье человека.

Здоровый образ жизни – условие для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье человека.

Влияние вредных привычек на здоровье. Профилактика вредных привычек. Наркомания и наркотическая зависимость. Последствия применения наркотических, алкогольных средств организму человека. Причины роста наркомании среди подростков. Методы борьбы с наркоманией и алкоголизмом среди подростков.

Здоровый образ жизни и безопасность. Влияние «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и оказания первой доврачебной помощи (2 часа).

Оказание доврачебной помощи пострадавшему и его значение. Основной алгоритм действий при оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. Виды кровотечений.

Оказание помощи при отравлении химически опасными веществами. Виды СДЯВ.

Оказание доврачебной помощи при получении травм. Виды травм и ранений. Переломы, вывихи.

Оказание помощи пострадавшему при утоплении.

Форма промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс ОБЖ 8 класса проводится в виде контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и их профилактику;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;

  • основные задачи РСЧС и гражданской обороны;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;

уметь

  • правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);

  • правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;

  • правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях;

  • ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде;

  • правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения;

  • правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

Система оценивания

Оценочные материалы по ОБЖ

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний. Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально — тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических. Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

Методика выставления оценок по результатам тестирования:

Если школьник правильно ответил на:

90-100%–“отлично”;
70-89%–“хорошо”;
50-69%–“удовлетворительно”;
менее 50% – “неудовлетворительно”.

Учебно-методическое обеспечение

1. Литература для учителя

Учебник А.Т. Смирнов Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» Издательство «Просвещение» 2010.

С.В.Титов, Г.И. Шабаева «Тематические игры по ОБЖ», Москва, 2003.

Правила дорожного движения.

2.Электронные ресурсы:

1. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/ ; http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru/

2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

3. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

4. www.spasatel.ru — сайт газеты «Спасатель» МЧС РФ

5. www.obzh.ru – информационно-образовательный портал, посвященный обучению и воспитанию основам безопасности жизнедеятельности;

6. www.rescuaer.ru , www.centrospas.ru , www.emercom.gov.ru – сайты спасателей МЧС РФ

7. http://www.school-obz.org/ ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Журнал МЧС России. Наркомания. Пожарная безопасность. Психологическая безопасность. Природные аномалии и катаклизмы. Техногенные катастрофы. Терроризм. Феномены выживания. Первая медицинская помощь. ОБЖ в школе

8. http://www.spas-extreme.ru Портал детской безопасности

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Элементы ОМС ООП

Дата проведения

Примечание

план

факт

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (16 часов).

Пожарная безопасность.

1

Пожары в жилых и в общественных зданиях. Причины возгараний.

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

2

Организация и обеспечение в повседневной жизни пожарной профилактики среди населения.

3

Организация личной безопасности во время пожаров. Огнетушители: виды и способы применения.

Безопасное поведение в быту.

4

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами.

Личная безопасность и сохранение здоровья в быту (пользование бытовой техникой, средствами бытовой химии, лекарственными препаратами, использование синтетических материалов)

Дорожная безопасность.

5

Дорожно-транспортное проишествие и причины увечья людей во время ДТП.

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

6

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

7

Велосипедист – водитель транспортного средства

Безопасность на водоемах.

8

Обеспечение безопасности на водоемах в различных условиях.

Организация безопасного отдыха на водоемах.

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

9

Оказание помощи попавшим в беду на водоемах.

Вынужденное автономное пребывание в природных условиях.

10

Способы ориентирования на местности при вынужденном автономном прибывании в природных условиях

Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных условиях. Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища).

11

Подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи. Сооружение укрытия.

Экология и безопасность.

12

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Безопасное поведение в экологически неблагоприятных условиях. Оценка экологической комфортности окружающей среды. Пользование бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

13

Меры безопасности во время нарушения экологического равновесия.

Криминальная безопасность.

14

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Элементарные способы самозащиты, допустимые пределы самообороны.

15

Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами

16

Правила безопасного поведения в толпе.

Тема 2. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (13 часов).

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.

17

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и правила поведения в этих ситуациях.

18

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.

19

Обеспечение радиационной безопасности населения.

20

Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия.

21

Обеспечение химичекой безопасности населения.

22

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывоопасных объектах.

23

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

24

Обеспечение безопасности населения во время аварий на гидротехнических сооружениях.

Организация защиты населения от ЧС техногенного характера.

25

Организация оповещения населения об угрозе техногенной чрезвычайной ситуации.

Действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.

Эвакуации населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

26

Организация эвакуации населения при техногенной ЧС.

Меры инженерной защиты населения от последствий техноенных ЧС.

Чрезвычайные ситуации природного характера и безопасность населения.

27

ЧС природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения.

Вулканы.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения (метеорологического, геологического, гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях.

28

Ураганы, бури, смерчи.

29

Наводнения и цунами.

Тема 3. Основы здорового образа жизни и медицинские знания (6 часов).

Основы здорового образа жизни.

30

Основные понятия о здоровье и ЗОЖ

Личное здоровье человека, его духовное, физическое, общественное назначение.

Понятие о здоровье. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья. Факторы, влияющие на укрепление здоровья (закаливание, двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены и т.д.); факторы, разрушающие здоровье (употребление алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, табакокурение)

31

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.

32

Здоровый образ жизни – условие для сохранения и укрепления здоровья человека и общества

33

Итоговая работа для промежуточной аттестации.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

34

Работа над ошибками.

Оказание помощи при отравлении химически опасными веществами.

Оказание доврачебной помощи при получении травм и переломов

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях.

Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

35

ПМП при утоплении и удушении;

при тепловом и солнечном ударах, обморожении. Оказание помощи при отравлении химически опасными веществами, при получении травм и переломов.

Итоговая работа для промежуточной аттестации

Вариант 1

Часть 1

Как называется газовая оболочка нашей планеты?

А) Атмосферой; Б) Литосферой; В) Гидросферой; Г) Воздушным пространством.

    1. Зоны сейсмической опасности (зоны, где существует опасность землетрясений) занимают следующую часть территории Российской Федерации:

А) Шестую; Б) Восьмую; В) Пятую; Г) Шестнадцатую.

    1. К субъективным показателям здоровья НЕЛЬЗЯ отнести:

А) Самочувствие; Б) Работоспособность; В) Сон и аппетит; Г) Головную боль и лень.

    1. К биологическим природным явлениям НЕ относятся:

А) Эпизоотии; Б) Эпидемии; В) Цунами; Г) Эпифитотии.

    1. Безопасная продолжительность нахождения перед экраном компьютера школьников подросткового возраста составляет:

А) Не более 1 часа в день; Б) Не более 8 часов в день; В) Не более 4 часов в день; Г) Не более 5 часов в день;

    1. Под влиянием солнечного тепла, поступающего на земную поверхность, вращения Земли вокруг своей оси и силы земного притяжения в тропосфере образуется (отметьте неправильный ответ):

А) Облака; Б) Испарения от промышленных объектов; В) Дождь и снег; Г) Ураганы и бури.

    1. Если террористы взяли вас в заложники, то ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

А) Стараться ограничить любые контакты с преступниками, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Б) С момента захвата контролировать свои действия, стараться фиксировать все действия преступников;

В) Стараться по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь покладистым, спокойным и миролюбивым;

Г) Прибегать к крайним мерам для того, чтобы освободиться самостоятельно.

    1. Как называется учреждение, которое за несколько часов до приближения урагана, как правило, подаёт штормовое предупреждение:

А) Гидрометеослужба; Б) Госкомприрода; В) Госкомэкология: Г) Министерство по чрезвычайным ситуациям.

1.9.Обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли называется:

А) Полигон; Б) Дорога; В) Стадион; Г) Улица.

    1. Наиболее часто пожары возникают:

А) На промышленных предприятиях; Б) В жилых и общественных зданиях; В) На остановках общественного транспорта; Г) В подземных переходах.

    1. Переносчиками различных болезнетворных бактерий на городских свалках НЕ являются:

А) Мыши; Б) Крысы; В) Муравьи; Г) Мухи.

    1. Какое ядовитое вещество образуется во время пожара:

А) Иприт; Б) Фосген; В) Сероводород; Г) Угарный газ.

1.13. Какой вид транспорта несет самые большие человеческие жертвы в год во всем мире:

А) Железнодорожный; Б) Автомобильный; В) Водный; Г) Воздушный.

1.14. В роли основных загрязнителей почв НЕ выступают:

А) Металлы и соединения; Б) Радиоактивные элементы. В) Брошенные окурки; Г) Пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками).

1.15.В зависимости от места формирования воздушных масс выделяют четыре их типа (отметьте неправильный вариант):

А) Экваториальная воздушная масса; Б) Тропическая воздушная масса; В) Суперколоссальная воздушная масса; Г) Арктическая воздушная масса.

Часть 2

В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.

2.1. Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления. Предвестниками извержения являются…………………………………………………………………………… .

2.2. Обычные для российских лесов дикие копытные – лоси, кабаны, олени, косули – более осторожны, чем хищники. Однако в период……………………………………………

эти животные отличаются повышенной возбудимостью и агрессивностью, и встреча с ними в этот период опасна.

2.3.Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения землетрясения является заблаговременное его………………………………..

24. Радиационно-опасный объект – это любой производственный объект, использующий ядерные материалы, при аварии на котором может произойти облучение людей …………………….. излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Вариант 2

Часть 1

    1. К механическим транспортным средствам НЕ относятся:

А) Автобусы; Б) Троллейбусы; В) Легковые автомобили; Г) Инвалидные коляски.

1.2. Меры, которые необходимо предпринять, чтобы чувствовать себя уверенно при купании:

А) Не раздумывая, нырять и прыгать в воду в незнакомых местах;

Б) Научиться плавать и постоянно соблюдать правила безопасного поведения в воде;

В) Устраивать в воде игры, связанные с захватами;

Г) Заплывать за буйки.

1.3. При извержении вулканов образуются продукты извержения вулканов, которые НЕ бывают:

А) Жидкими; Б) Твердыми; В) Кристаллическими; Г) Газообразными.

1.4. Скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести называют:

А) Оползнем; Б) Вулканическим извержением; В) Лавой; Г) Магмой.

1.5. Меры безопасности, которые целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой:

А) Чаще ходить пешком вдоль автомобильных дорог;

Б) Купаться в водоёмах, где качество воды не проверенно;

В) В повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые нормы;

Г) Собирать ягоды вдоль автомобильных дорог.

1.6. К естественным причинам возникновения оползней НЕ относятся:

А) Увеличение крутизны склонов;

Б) Залегание на склонах глинистых пород;

В) Подмывание оснований склонов морскими и речными водами;

Г) Неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.

1.7. В ходе и после завершения антитеррористической операции допускается распространение информации:

А) Служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

Б) О количестве жертв и ранений;

В) О специальных технических приёмах и тактике спецслужб;

Г) О сотрудниках специальных подразделений и лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

1.8. В число основных отрицательных последствий пожара НЕ входит:

А) Тепловое излучение;

Б) Высокая температура;

В) Отравляющее действие продуктов горения;

Г) Утрата эстетически привлекательного облика горевшего здания.

1.9. Как называется установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон:

А) Режимом дня; Б) Делом всей жизни; В) Моральным кодексом; Г) Личным выбором гражданина.

1.10. Вулканические частицы размером менее 2 мм называются:

А) Вулканической пылью; Б) Россыпью вулканических частиц; В) Пеплом; Г) Магмочками.

1.11. Основные мероприятия ГО по защите населения, своевременное проведение которого снижает потери среди населения с 80% до 7%, заключающееся в передаче речевых сообщений по средствам массовой информации:

А) Оповещение; Б) Обучение; В) Обсервация; Г) Эвакуация.

    1. Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, когда его толщина:

А) Не менее 20 см; Б) Не менее 15 см; В) Не менее 12 см; Г) Не менее 7 см;

1.13. Как называется событие техногенного характера с трагическими последствиями, приведшее к гибели людей:

А) Несчастный случай; Б) Катастрофа; В) Экстремальная ситуация; Г) Чрезвычайная ситуация.

1.14. Как называется стадия стресса, если его воздействие слишком долго остается на высоком уровне:

А) Стадия истощения; Б) Стадия сопротивления; В) Стадия мобилизации; Г) Стадия удовольствия.

1.15. Как называют предприятия различных отраслей экономики, хранящие или использующие в больших объемах химически опасные вещества:

А) Закрытыми объектами; Б) Предприятия химической индустрии; В) Опасные объекты; Г) Химически опасными объектами;

Часть 2

В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.

2.1. Биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых

……………………………………………………………………………………………………. .

2.2. Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека, оно развивается вследствии напряжённой или длительной…………………….. либо …………..

деятельности.

2.3. Сила землетрясения измеряется в …………………………………………………………..

2.4. Пограничные области между литосферными плитами называют ……………………….

поясами.

Критерии оценивания итоговой работы

Характеристика, структура и содержание итоговой работы

Цель работы – оценить уровень и качество подготовки выпускников основной школы за курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Проверочные материалы, включённые в контрольную работу, объединены в две части тестовых заданий, отличающихся по сложности.

Первая часть включает в себя 15 заданий с выбором ответа, вторая часть – 4 заданий с кратким ответом

Характеристика заданий

В первой части заданий учащемуся необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

Во второй части заданий учащемуся необходимо дополнить пропущенные в тексте слова (фразы), которые являются ключевыми в данном определении (понятии).

Учащемуся необходимо заполнить по тексту задания пропущенные слова (фразы) в пяти пунктах в каждой предложенной задаче по безопасному поведению в опасных ситуациях.

Оценивание работы

Все тестовые задания оцениваются в баллах одинаково:

  • Правильный ответ – 1 балл;

  • Отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.

Таким образом, при правильных ответах по всем заданиям общее количество баллов составит:

  • 1 часть из 15 заданий – 15 баллов;

  • 2 часть из 4 заданий – 4 баллов;

Всего за ответы на19 заданий можно набрать 19 баллов.

Оценка уровня и качества подготовки учащихся проводится по бальной системе с учётом количества баллов, набранных за правильные ответы, исходя из следующих критериев.

Оценка «неудовлетворительно» («2») выставляется в случае, если учащийся дал менее 25% правильных ответов и набрал 0 -5 баллов.

Оценка «удовлетворительно» («3») выставляется в случае, если учащийся показал до 50% правильных ответов и набрал 6 -10 балла.

Оценка «хорошо» («4») выставляется в случае, если учащийся показал (представил) до 75% правильных ответов и набрал 11-15 балла.

Оценка «отлично» («5») выставляется, если учащийся показал (представил) более 75% правильных ответов и набрал 16 – 19 баллов.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель