Предпросмотр файла:
Урок № 19 Дата:
ТЕМА: Производная сложной функции
Цели урока:
образовательная:
-
формирование понятия сложной функции;
-
формирование умения находить по правилу производную сложной функции;
-
отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при решении задач.
развивающая:
-
развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
-
развивать наглядно-действенное творческое воображение;
-
развивать познавательный интерес.
-
способствовать формированию умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради.
воспитательная:
-
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций;
-
способствовать воспитанию дружеского отношения между обучающимися при проведении урока.
Обучающийся должен знать:
-
правила и формулы дифференцирования;
-
понятие сложной функции;
-
правило нахождения производной сложной функции.
Обучающийся должен уметь:
-
вычислять производные сложных функций, используя таблицу производных и правила дифференцирования;
-
применять полученные знания к решению задач.
Тип урока: урок рефлексия.
Обеспечение урока:
-
презентация; таблица производных; таблица Правила дифференцирования;
-
карточки – задания для индивидуальной работы; карточки – задания для проверочной работы.
Оборудование:
-
компьютер, телевизор.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (1 мин).
Вступление
Готовность класса к работе.
Общий настрой.
2. Мотивационный этап (2-3 мин).
(Покажем сами себе, что мы готовы с уверенностью постигать знания, которые нам могут пригодиться!)
— Ответьте мне, какое домашнее задание вы выполнили на этот урок? (на прошлом уроке было задано изучить материал по теме «Производная сложной функции» и как результат составить конспект).
— Какими источниками вы пользовались при изучении данной темы? (видеофильм, учебник, дополнительная литература).
— Какой дополнительной литературой вы воспользовались? (литература из библиотеки).
Таким образом темой урока является …? («Производная сложной функции»)
Открываем тетради и записываем: число, классная работа, и тему урока. (Слайд 1)
Исходя из темы, давайте обозначим цели и задачи урока (формирование понятия сложной функции; формирование умения находить по правилу производную сложной функции; отработать алгоритм применения правила нахождения производной сложной функции при решении задач).
3. Актуализация знаний и осуществление первичного действия (7-8 мин)
Переходим непосредственно к достижению целей урока.
Сформулируем понятие сложной функции (функция вида y = f (g (x)) называется сложной функцией, составленной из функций f и g, где f – внешняя функция и g — внутренняя) (Слайд 2)
Рассмотрим Задание 1: Найти производную функции у = (х2 +sin x)3 (запись на доске)
Данная функция является элементарной или сложной? (сложной)
Почему? (т.к. аргументом служит не независимая переменная х, а функция х2+sinx этой переменной).
Как прочитать эту функцию? (функция суммы тригонометрической и степенной функций в кубе).
Для нахождения производной данной функции необходимо знание основных формул производной элементарных функций и знание правил дифференцирования. Вспомним их, проведя диктант: (Слайд 3)
1) С’=0; 2) (xn)’ = nxn-1; ; 4) ax = ax ln a; 5)
6) 7)
Результат диктанта проверяется (Слайд 4)
Выберем из таблицы производных и правил дифференцирования те, которые нужны для решения данного задания и запишем их в виде схемы на доске.
4. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения (4 мин)
Решим пример 1 и найдем производную функции y’ = ((х2 +sin x)3)’
Какие же формулы нужны для решения задания? ((xn)’ = nxn-1;
)
Работа у доски:
(х2 +sin x)3 = U;
y’ = (U3)’ = 3 U2 U`=3(х2 +sin x)2(2х +cos x)
Можно заметить, что без знания формул и правил невозможно взять производную сложной функции, но для правильного расчета нужно видеть в дифференцировании основную функцию.
5. Построение плана по разрешению возникших затруднений и его реализация (8 — 9 мин)
Выявив затруднения, давайте построим алгоритм нахождения производной сложной функции: (Слайд 5)
Алгоритм:
1. Определить внешнюю и внутреннюю функции;
2. Производную находим по ходу чтения функции.
А теперь разберем это на примере
Задание 2: Найти производную функции:
1. Определяем внешнюю и внутреннюю функции:
При упрощении получаем: (5-4х) = U,
т.е. ;
2. Находим производную по ходу чтения функции:
у’ = ’=
Задание 3: Найти производную функции:
1. Определяем внешнюю и внутреннюю функции:
у = 4U – показательная функция
2. Находим производную по ходу чтения функции:
у’= ’=
6. Обобщение выявленных затруднений (4 мин)
Н.И. Лобачевский “… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…”
Поэтому обобщая наши знания, решение следующего задания посвятим связи с физическими явлениями (у доски по желанию)
Задание 4:
При электромагнитных колебаниях, возникающих в колебательном контуре, заряд на обкладках конденсатора изменяется по закону q = q0 cos ωt, где q0-амплитуда колебаний заряда на конденсаторе. Найти мгновенное значение силы переменного тока I.
Решение:
‘ = — . Если добавить начальную фазу, то по формулам приведения получим — .
7. Осуществление самостоятельной работы (6 мин)
Ученики выполняют тестирование по индивидуальным карточкам в тетради. Одного ответа не достаточно, должно быть и решение. (Слайд 6)
Карточки «Самостоятельная работа к уроку № 19»
Критерии оценки: “3 ответа” — 3 балла; “2 ответа” — 2 балла; “1 ответ” — 1 балл
Ключи ответов (Слайд 7)
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
4 вариант |
ответ |
ответ |
ответ |
ответ |
|
1 |
Б |
Б |
В |
А |
2 |
Б |
В |
В |
Б |
3 |
А |
Б |
В |
В |
После проверки (Слайд
8. Реализация плана по разрешению возникших затруднений (6 — 7 мин)
Ответы на вопросы учеников по затруднениям, возникшим в ходе самостоятельной работы, обсуждение типичных ошибок.
Примеры — задания для ответа на возникшие вопросы***:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
9. Домашнее задание (2 мин) (Слайд 9)
Решить индивидуальное задание по карточкам-заданиям.
Выставление оценок по итогам работы.
10. Рефлексия (2 мин)
«Хочу спросить»
Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я не удовлетворен, потому что …».
По ответам учеников подвести итоги, выяснив при этом, достигнуты ли были цели урока.