Производная сложной функции

Предпросмотр файла:

Урок № 19 Дата:

ТЕМА: Производная сложной функции

Цели урока:

образовательная:

  • формирование понятия сложной функции;

  • формирование умения находить по правилу производную сложной функции;

  • отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при решении задач.

развивающая:

  • развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;

  • развивать наглядно-действенное творческое воображение;

  • развивать познавательный интерес.

  • способствовать формированию умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради.

воспитательная:

  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций;

  • способствовать воспитанию дружеского отношения между обучающимися при проведении урока.

Обучающийся должен знать:

  • правила и формулы дифференцирования;

  • понятие сложной функции;

  • правило нахождения производной сложной функции.

Обучающийся должен уметь:

  • вычислять производные сложных функций, используя таблицу производных и правила дифференцирования;

  • применять полученные знания к решению задач.

Тип урока: урок рефлексия.

Обеспечение урока:

  • презентация; таблица производных; таблица Правила дифференцирования;

  • карточки – задания для индивидуальной работы; карточки – задания для проверочной работы.

Оборудование:

  • компьютер, телевизор.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (1 мин).

Вступление

Готовность класса к работе.

Общий настрой.

2. Мотивационный этап (2-3 мин).

(Покажем сами себе, что мы готовы с уверенностью постигать знания, которые нам могут пригодиться!)

— Ответьте мне, какое домашнее задание вы выполнили на этот урок? (на прошлом уроке было задано изучить материал по теме «Производная сложной функции» и как результат составить конспект).

— Какими источниками вы пользовались при изучении данной темы? (видеофильм, учебник, дополнительная литература).

— Какой дополнительной литературой вы воспользовались? (литература из библиотеки).

Таким образом темой урока является …? («Производная сложной функции»)

Открываем тетради и записываем: число, классная работа, и тему урока. (Слайд 1)

Исходя из темы, давайте обозначим цели и задачи урока (формирование понятия сложной функции; формирование умения находить по правилу производную сложной функции; отработать алгоритм применения правила нахождения производной сложной функции при решении задач).

3. Актуализация знаний и осуществление первичного действия (7-8 мин)

Переходим непосредственно к достижению целей урока.

Сформулируем понятие сложной функции (функция вида y = f (g (x)) называется сложной функцией, составленной из функ­ций f и g, где f – внешняя функция и g — внутренняя) (Слайд 2)

Рассмотрим Задание 1: Найти производную функции у = (х2 +sin x)3 (запись на доске)

Данная функция является элементарной или сложной? (сложной)

Почему? (т.к. аргументом служит не независимая переменная х, а функция х2+sinx этой переменной).

Как прочитать эту функцию? (функция суммы тригонометрической и степенной функций в кубе).

Для нахождения производной данной функции необходимо знание основных формул производной элементарных функций и знание правил дифференцирования. Вспомним их, проведя диктант: (Слайд 3)

1) С=0; 2) (xn) = nxn-1; ; 4) ax = ax ln a; 5)

6) 7)

8)

Результат диктанта проверяется (Слайд 4)

Выберем из таблицы производных и правил дифференцирования те, которые нужны для решения данного задания и запишем их в виде схемы на доске.

4. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения (4 мин)

Решим пример 1 и найдем производную функции y = ((х2 +sin x)3)

Какие же формулы нужны для решения задания? ((xn) = nxn-1;

)

Работа у доски:

(х2 +sin x)3 = U;

y = (U3) = 3 U2 U`=3(х2 +sin x)2( +cos x)

Можно заметить, что без знания формул и правил невозможно взять производную сложной функции, но для правильного расчета нужно видеть в дифференцировании основную функцию.

5. Построение плана по разрешению возникших затруднений и его реализация (8 — 9 мин)

Выявив затруднения, давайте построим алгоритм нахождения производной сложной функции: (Слайд 5)

Алгоритм:

1. Определить внешнюю и внутреннюю функции;

2. Производную находим по ходу чтения функции.

А теперь разберем это на примере

Задание 2: Найти производную функции:

1. Определяем внешнюю и внутреннюю функции:

При упрощении получаем: (5-4х) = U,

т.е. ;

2. Находим производную по ходу чтения функции:

у = =

Задание 3: Найти производную функции:

1. Определяем внешнюю и внутреннюю функции:

у = 4U – показательная функция

2. Находим производную по ходу чтения функции:

у= =

6. Обобщение выявленных затруднений (4 мин)

Н.И. Лобачевский “… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…”

Поэтому обобщая наши знания, решение следующего задания посвятим связи с физическими явлениями (у доски по желанию)

Задание 4:

При электромагнитных колебаниях, возникающих в колебательном контуре, заряд на обкладках конденсатора изменяется по закону q = q0 cos ωt, где q0-амплитуда колебаний заряда на конденсаторе. Найти мгновенное значение силы переменного тока I.

Решение:

= — . Если добавить начальную фазу, то по формулам приведения получим .

7. Осуществление самостоятельной работы (6 мин)

Ученики выполняют тестирование по индивидуальным карточкам в тетради. Одного ответа не достаточно, должно быть и решение. (Слайд 6)

Карточки «Самостоятельная работа к уроку № 19»

Критерии оценки: “3 ответа” — 3 балла; “2 ответа” — 2 балла; “1 ответ” — 1 балл

Ключи ответов (Слайд 7)

задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

ответ

ответ

ответ

ответ

1

Б

Б

В

А

2

Б

В

В

Б

3

А

Б

В

В

После проверки (Слайд 8)

8. Реализация плана по разрешению возникших затруднений (6 — 7 мин)

Ответы на вопросы учеников по затруднениям, возникшим в ходе самостоятельной работы, обсуждение типичных ошибок.

Примеры — задания для ответа на возникшие вопросы***:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

9. Домашнее задание (2 мин) (Слайд 9)

Решить индивидуальное задание по карточкам-заданиям.

Выставление оценок по итогам работы.

10. Рефлексия (2 мин)

«Хочу спросить»

Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я не удовлетворен, потому что …».

По ответам учеников подвести итоги, выяснив при этом, достигнуты ли были цели урока.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель