Предпросмотр файла:
Проектная методика на уроках немецкого языка
Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Проектная методика, включает практические творческие задания предполагающие индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требуют как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления” (Е.С. Полат).
Метод проектов как педагогическая технология-это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
К использованию метода проектов существуют следующие дидактические требования:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что
– этот метод личностно ориентирован ;
– использует много дидактических подходов;
– самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
– поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
– позволяет учиться на собственном опыте;
– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .
Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание). – 5-7 классы
2. Игровые -ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты. – 8-10 классы
4. Проекты конкретного социологического обследования. – 9 классы
5. Издательские проекты – 9 классы.
6. Сценарные проекты – 6-9 классы
7. Творческие работы.
Работа с проектом имеет следующие этапы:
I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;
2)Выдвижение идеи учителем на уроке;
3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).
II.Организация работы:
1)Формирование микрогрупп;
2)Распределение заданий в микрогруппах;
3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III.Завершающий этап:
1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);
2) Обсуждение способа оформления проекта;
3)Документирование проекта;
4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;
5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)
Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск газеты, рефераты, творческие работы , сочинения и др.) Проектная деятельность немыслима без применения ИКТ.
В 5 классе обучающиеся разрабатывали проект «Книга о себе », где они рассказали о себе, своей семье, своём домашнем животном, своём друге, подруге , своих школьных проблемах, своём доме о старом немецком городе, родном городе и городе своей мечты. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch.” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte . Работе над проектом предшествует кропотливый труд. Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю обучающихся с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Они сами находят страницу со словом «Projekte», тут же обсуждают тему проекта и выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в учебных материалах .
Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. В начале основного курса я нацеливаю обучающихся на то, что в конце года они будут защищать свой проект «Мой город». В течение же года они должны накапливать материал. В конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка, они предоставляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.
В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня, при чём начинают появляться уже проекты в электронном варианте.
В 6 классе в качестве исходного первого проекта используется творческая работа, сочинение, коллаж по теме « Мои летние каникулы». Данный проект выражается в любой произвольной форме . Обучающиеся могут писать сочинения, делать презентации, газеты, коллаж. В качестве проектной работы на данном этапе обучения обучающиеся в основном используют собственные иллюстрации и творческие работы по темам « Времена года», « Урожай», « Школа моей мечты» , « Моё расписание уроков», мини-сочинение или монологическое высказывание « Мой любимый урок», « Мой любимый учитель» с опорами на речевые образцы, вопросы по теме, ассоциограммы и аналогичные упражнения. Презентация, как исследовательская работа и проект, выполняется по теме « Моя школа», в которой обучающиеся применяют собственные фотографии школы и кабинетов и фото учителей.
Постепенно совершенствуя свои знания, умения и навыки, обучающиеся выполняют более сложные творческие проекты, исследовательские работы.
Так обучающиеся 7 класса участвуют в конкурсе презентаций « Моя Родина», « Мой родной город», школьники описывают своё любимое место, защищают проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы».
Школьники создают изложения с элементами размышления на заданную тему с опорой на речевые клише, делая выводы и заключения по теме. Очень активно в 7 классе обучающиеся используют в качестве проектной работы презентации.
На старшей ступени обучения школьники имеют больше возможностей самостоятельного поиска и выполнения творческих работ с помощью Интернет – ресурсов.
Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.
При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 классы),
Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8классы).
Обучающиеся представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.
Это и презентации, и сочинения, и журналы, экскурсионные программы пребывания , сценарные- диалогические проекты « В магазине», « Мы покупаем продукты», Мы покупаем предметы одежды», « Я собираю чемодан», Анкета пребывания и отъезда в другой город себя и своего друга – подруги и др. Все эти проекты имеют большую практическую значимость для устной речи и говорения в рамках изучаемого языка.
Интересны работы учащихся 9 класса, которые сочиняют свои книги на немецком языке, презентации « Мой любимый автор( книга)»,» письменные , творческие работы Аннотация к книге», « Книжный каталог»,« Молодёжные субкультуры» в форме презентации или реферата, различные социологические исследования « Читаем ли мы книги?», « Наши занятия спортом» и др.
В 10-11 классах ребята представляют проекты по темам: “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle des Theaters und Kino im Leben des Menschen ”, “Die Wissenschaft”, “Musik ” Это и написание эссе ( в рамках подготовки к ЕГЭ) , рефераты, научно – исследовательские работы, доклады и конечно же презентации.
На данном этапе осуществляется контроль всех ЗУН : монологической речи, говорения- диалог, чтения, аудирования и письма.
Проектная деятельность используется в школе не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Существуют различные виды и формы проектной работы.
– Проекты, выполненные на уроках и для уроков;
– Проект кружка немецкого языка «Мы любим немецкий язык »- подготовка к участию в Фестивале иноязычной культуры, внеклассных мероприятий « КВН», « Рождество», « Пасха», « праздник осеннего урожая» и др.
– Проекты и исследовательские работы учащихся как результат факультативных занятий .
( Участие в научно – практических конференциях)
– Проекты в рамках недели немецкого языка;
– Фестивали детского творчества на немецком языке; праздники и мероприятия , проводимые в Немецком центре.
– Оформление кабинета иностранного языка.
Таким образом, подход к организации проектной деятельности с использованием информационных технологий способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.
Работа над проектом требует от школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.+
Самое важное то, что именно ученик, а не учитель определяет, что будет содержаться в проекте, в какой форме и как пройдет его презентация. Иными словами, проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.