Предпросмотр файла:
Конспект урока литературного чтению в 3 классе
учителя начальных классов высшей категории
старшего учителя ГУ ЛНР
«ЛОУСОШ №37 имени А.Н. Линева»
Поповой Татьяны Ивановны
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному, развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет Астафьва В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
I.Организационный момент
Урок чтения
Словно приключение!
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь,
И много узнаешь
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда
— Вы урок чтения любите?
— Да!
И так, начинаем урок литературного чтения,
Вы улыбнулись, значит все в порядке,
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой.
II. Речевая разминка
1.Выразительное чтение стихотворения (запись на доске)
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился —
Улетел, не извинился.
2. Интонирование
— Измените интонацию на вопросительную
Дунул ветер на березку?
Разлохматил ей прическу?
Ветер очень торопился?-
Улетел, не извинился?
3. Прочитайте, выделяя голосом, подчеркнутые слова
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился —
Улетел, не извинился.
III. Мотивация учебной деятельности
— Я сорвал цветок – он завял
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони
Я посадил птицу в клетку — и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы
Можно только сердцем.
— Это слова детской поэтессы А.Л. Барто.
— Как вы их понимаете? (Ответы детей).
IV. Изучение нового материала
— Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева.
1. Биография В.П. Астафьева (читает подготовленный ученик.)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).
2. Собери пословицу
— Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию определить, о чем именно пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).
— А поможет нам в этом пословицы. На карточках у вас записаны сочетания слов. Соберите их так, чтобы получились пословицы. (Работа в парах).
Глупа та птица, тепла ищет.
Всякая птица дороже золотой клетки.
Воля птичке которой гнездо свое не мило.
— Что объединяет эти пословицы? Как вы их понимаете? (Ответы детей).
3. Постановка учебной цели.
— Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.
(Читает ученик)
Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает — будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, — и поэтому ее называют … (глухарь).
— Оказывается капалуха — так сибирские охотники называют самочку глухаря.
4. Словарная работа
( Запись на доске)
Тайга — трудно проходимый лес.
Просека — полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Пастьба — луг, где пасут скот.
Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Папоротник — растения с крупными листьями.
Черничник — заросли черники.
Покоробленные — искревленные.
Напружены — напряжены.
Озираться — оглядываться.
Пихта — хвойное дерево.
5. Первичное знакомство с произведением (Чтение по частям).
1 часть (до слов: через сучковатый валежник).
— Какой лес описывает В.П. Астафьев?
— Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).
2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)
— Что описывает автор в этой части рассказа?
— Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
6. Физкульминутка
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
Выше-выше потянулись
Сели-встали, сели- встали
За минутку сил набрались
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
7. Первичное знакомство с произведением (продолжение).
3 часть (до слов: вы поглядите на нее).
— О какой находке говорит нам автор?
-Как описывает автор гнездо глухарки?
— С чем он его сравнивает?
— Почему Астафьев выбирает именно такие слова и выражения?
— Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
— Что решили сделать мальчики с гнездом?
— Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?
4 часть (до слов: сказал подошедший учитель).
— Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Самостоятельна работа)
Зачитайте слова:
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?
(Чтобы показать состояние капалухи)
— Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь?
(Она боялась за своих детей).
— Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)
— Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)
— Почему брюшко у птицы было голое?
(Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).
-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа — так билось птичье сердце).
— Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).
— Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).
5 часть (до конца) Дети читает самостоятельно
— Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза уже не следили за нами. Она целилась на гнездо?).
— Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).
— Как она слетела с дерева? (Плавно).
— Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).
— Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).
— Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).
— Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).
8. Работа над иллюстрацией
— Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации.
9.Закрепление
Характеристика героев
— Назовите героев рассказа (Капалуха, мальчики, автор).
— Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)
самоотверженность бесстрашие
глупость безграничная преданность
отвага восхищение
Капалуха верность любовь
Мальчики равнодушие безответственность
Автор любознательность мудрость
— Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? ( Пять)
— Давайте восстановим их последовательность (Деформированный план рассказа)
1.Черничник (2)
2.Путь в тайге (1)
3.Снова в гнезде (5)
4.Находка (3)
5.Тревога капалухи (4)
V. Итог урока
— Прочитайте последний абзац рассказа
— Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?
— Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?
— Чему учит нас этот рассказ?
Урок можно закончить стихотворением:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и вёсен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
VI.Рефлексия
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
VII.Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
—