«Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций».

Предпросмотр файла:

Разработка урока по химии:

на тему: «Окислительно-восстановительные

реакции. Упражнения в составлении

окислительно-восстановительных

реакций».

подготовила:

учитель химии

Боровская Надежда Карловна

Тема: «Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций»

Задачи:

образовательные: формировать навыки составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса и нахождение степеней окисления. Систематизировать знаний о классификации химических реакций согласно электронной теории.

развивающие: совершенствовать умения школьников в составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланс, развивать логическое мышление, способствовать развитию умений сравнивать и обобщать, делать выводы.

воспитывающие: воспитывать у учащихся умения работать самостоятельно, вызывать интерес к предмету химии.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, карточки задания.

Ход урока.

I. Знакомство с темой и задачами урока.

II. Подготовка к восприятию темы урока.

Предполагается ответить на ряд вопросов;

1. Что такое степень окисления?

2. Как определяется значение степени окисления?

3. Как обозначается степень окисления?

4. Всегда ли степень окисления у химических элементов величина постоянная?

Приведите примеры и докажите свои суждения.

5. Какую степень окисления имеют атомы химических элементов, входящих в

состав простых веществ? Приведите примеры. Чем это объяснить?

6. Какую степень окисления имеют сера, фосфор в простом веществе? Чем это

объяснить?

7. Какую степень окисления проявляют атомы металлов?

8. Какую степень окисления проявляют неметаллы (кроме фтора)?

9. В соединениях неметаллов (например: PCl5) одного и того же периода

отрицательную степень окисления какой будет иметь элемент?

10. В соединениях химических элементов неметаллов одной и той же подгруппы

какой элемент будет иметь отрицательную степень окисления? (например: SO3).

Выполнение заданий по карточкам.

Задание.

Закончить запись приведенных ниже уравнений химических реакций, расставить коэффициенты и указать тип химических реакций и отметить какие из них являются окислительно-восстановительными:

HgO → ? + O2

HNO3 + KOH → ? + ?

Zn + HCl → ZnCl2 + ?

SO3 + H2O → ?

C + O2 → CO2

Какие из этих реакций сопровождаются выделением тепла, а какие поглощением теплоты?

Как называются такие реакции? Расставить степени окисления в каждом элементе.

III. Изучение нового материала.

  1. В ходе беседы учащиеся подходят к выводу, что изученные типы реакций согласно электронной теории можно разделить на реакции, происходящие с изменением степеней окисления элементов, входящих в состав исходных и полученных веществ, и реакций, происходящих без изменения степеней окисления элементов.

Выводим определение:

Реакции, которые протекают с изменением степени окисления называются окислительно-восстановительными.

  1. Знакомство со способами составления уравнений окисления называются окислительно-восстановительных реакций

Рекомендации:

а) записать схему химического уравнения (учащиеся в тетрадях, учитель на

доске).

Al + H2SO4 → A2(SO4)3 + H2

б) расставить степень окисления всех элементов в формулах веществ в левой и

правой частях уравнения:

0 +1 +6 -2 +3 +6 -2 0

Al + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2

в) подчеркните знаки элементов, у которых степень окисления меняется в

процессе реакции.

г) составить схему электронного баланса.

0 +3

Al — 3е = Al 3

+1 0

2H + 2e = H2 2

и подберите коэффициенты, чтобы уравнять число отданных и принятых

электронов.

0 +3

восстановитель Al — 3е = Al 3 2 окисляется

+1 0

окислитель 2H + 2e = H2 2 3 восстанавливается

д) расставьте эти коэффициенты в уравнении реакции

0 +1 +6 -2 +3 +6 -2 0

2Al + 3H2SO4 Al2(SO4)3 + 3H2

е) проверьте коэффициенты в уравнении реакции, подсчитав сумму атомов

кислорода.

IV. Закрепление темы урока.

1. Работа с учебником, где дается рекомендация по выработке умений составления окислительно-восстановительных реакций с помощью определенных действий.

2. Выполнение заданий.

Уравнять химические реакции методом электронного баланса.

Вариант 1. а) KClO3 = KCl + O2

б) F2 + H2O = HF + O2

Вариант 2. а) Al + H2SO4 → Al2(SO4)3 + H2

б) K + H2O → KOH + H2

Вариант 3. а) KJ + Cl2 = KCl + J2

б) NaBr + Cl2 = NaCl + Br2

Вариант 4. Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций

а) алюминия с кислородом;

б) железа с хлором;

в) лития с серой

Вариант 5. Какое количество электронов теряет или присоединяет частица в следующих процессах:

0 +2

а) Cu → Cu

+2 +3

б) Fe → Fe

0 -1

в) Br → Br

0 +4

г) S → S

V. Задание на дом

§64 Н.Н.Нурахметов № 7,8,9 стр. 181

VI. Рефлексия

VII. Оценки за урок.

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель