Предпросмотр файла:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
города Саранска Республики Мордовия
Беседа на тему: «Направление, в живописи во Франции конец XIX века» (для детей 9 -12 лет)
подготовила
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
г. Саранск
2022
«Направление в живописи во Франции в конце XIX века»
Цель:
— сформировать у учащихся представление об особенностях течения в живописи – «впечатление»
Задачи:
— познакомить учащихся с именами и произведениями выдающихся представителей импрессионизма.
Беседа
Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.
Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление». Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных».
Он раскритиковал работы живописцев, а их самих назвал «впечатлистами» — то есть «импрессионистами». Леруа даже придумал историю про двух посетителей выставки, которые сошли с ума, увидев картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Художников «Салона отверженных» возмутил текст журналиста. И в знак протеста они сами стали называть себя обидным, как казалось Леруа, прозвищем «импрессионисты».
Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.
Винсент Ван Гог «Звездная ночь»
Художники-импрессионисты постоянно экспериментировали с техникой. Например, чтобы исследовать свойства света и тени, Клод Моне создал целую серию картин «Стога». Он писал один и тот же стог сена в разное время суток.
Клод Моне. Стога сена. Эффект снега. 1891
Музей Hill-Stead, Фармингтон, штат Коннектикут, США
Импрессионисты не создавали картины на социальные, философские или религиозные сюжеты. Они писали городские пейзажи и людей за их повседневными занятиями. Своих героев художники этого направления также часто изображали в движении.
Камиль Писсаро
Наибольшее развитие импрессионизм получил во французской живописи последней трети XIX века. С 1876 по 1886 год прошло восемь выставок импрессионистов.
Среди наиболее известных художников этого направления были Эдуард Мане, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.
В России импрессионизм появился на рубеже XIX–XX веков. Одна из первых русских картин в этом направлении — «Портрет хористки» Константина Коровина.
Импрессионистами были Валентин Серов, Архип Куинджи и Исаак Левитан. В отличие от французских художников они почти не писали городские пейзажи, а чаще обращались к деревенским сюжетам. Для картин русских импрессионистов характерна этюдность, незавершенность. Алексей Саврасов, ученик Константина Коровина, писал: «Пейзаж не писать без цели… в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Импрессионизм. Клод Моне. «Ирисы в саду Моне»
Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Импрессионизм. Пьер Огюст Ренуар. «Танец в Буживале»
Импрессионизм — термин, образованный от французского слова «впечатление» (impression). Глядя на картины импрессионистов, кажется, что они написаны торопливыми мазками, будто художник старался как можно быстрее перелить на холст переполнявшие его эмоции. Одному из первых критиков импрессионизма, Луи Леруа (Louis Leroy), такая манера даже показалась небрежной. Вот он и назвал свой фельетон о Салоне Отверженных, где выставлялись картины первых импрессионистов, L’Exposition des impressionnistes, что можно перевести как «Выставка впечатленцев».
Импрессионизм. Клод Моне. «Впечатление. Восходящее солнце»
Импрессионизм. Пьер Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галет»
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты: конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения; акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях; сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится.
Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд. Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.
Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники.
Особенности техники:
— отказ от чётких контуров;
— отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет);
— отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы;
— использование этюдных мазков — энергичных, крупных;
— раздельное наложение мазков; отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.