Краткосрочный план по теме «Вопрос исследования»

Предпросмотр файла:

Раздел долгосрочного плана: 5.1 Мир науки

Школа: Сш№22

Дата:

Имя учителя:. Закарьяева М.Б

Класс: 5

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока: Вопрос исследования»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.2.1 – формулировать вопрос исследования и предположения

Цели урока

Ознакомить с методами изучения природы. Расширить знания об инструментах, приборах, применяемых для познания природы, развивать умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:Научиться пользоваться веществами, переводить из численного в именованный и обратно; выявлять при работе с текстом основные понятия и определения через диалог

 Большинство учащихся будут уметь:

Работают над формированием умения давать краткий, логически выстроенный ответ

Некоторые учащиеся смогут:

проверить умение применять теоретические знания на практике;

Критерии оценивания

Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении.

Языковые цели

Научиться измерять расстояние на глобусе, знать различия между планом местности и картой, знать виды карт,.

Предметная лексика

изучают и углубить знания о живой планете, сравнить растительный и животный мир.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Докажем прямым методом, что…

Привитие ценностей

предлагается поработать с энциклопедией изучить особенности строения растений и животных

Межпредметные связи

Связь с литературой: умение обосновывать (доказывать) свою точку зрения, опираясь на известные факты, жизненный опыт

Навыки использования ИКТ

Навыки работы с ActiveStudio

Первоначальные знания

Аксиомы планиметрии

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

Запланиро-ванные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

начало урока

Приветствие «Здравствуйте!» (Работа в паре.)

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев

рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью.)

Для актуализации знаний обучающихся можно

предложить им вспомнить, по какому алгоритму они

проводили исследования в начальной школе. Для этого

можно использовать различные способы:

– использовать словарную змейку в учебнике;

– расставить в правильной последовательности этапы на интерактивной доске или в групповой работе приклеить разрезанные карточки на листе А4.

Педагог самостоятельно или с помощью обучающихся определяет цель урока, ставит задачи, которые необходимо решить к концу этого урока

Середина урока

Данный этап состоит из трех тематических вопросов:

– определение проблемы исследования;

– изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, название работы;

– формулировка цели, задач и гипотезы исследования.

Определение проблемы исследования Задание 1.

Учитель с помощью вопросов создаёт проблемную ситуацию в классе.

– Как хорошо вы знаете свой класс?

– Что связывает вас и ваших одноклассников?

– В чем заключается уникальность каждого ребенка в этом классе?

Предлагает в группах составить вопросы, которые помогут узнать о своих одноклассниках ту информацию, которая им мало известна, выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка и найти сходства между всеми детьми класса. Перед проведением данной работы необходимо напомнить обучающимся о правилах работы в группе. Объяснить, что составляемые вопросы не должны унижать чье-либо достоинство, быть корректными и грамотно сформулированными.

Затем каждая группа предлагает свои вопросы учителю, и лучшие вопросы выписываются на доске. Они послужат планом для исследования.

Учитель обращает внимание на предложенные вопросы. Задает вопрос:

– можно ли эти вопросы назвать проблемой исследования? Предлагает обучающимся познакомиться с понятием «проблема исследования». Для реализации этой задачи можно использовать несколько приёмов работы:

– предложить обучающимся в группе сформулировать определение понятия и затем сравнить его с эталоном в учебнике;

– предложить обучающимся по предложенным опорным словам составить формулировку понятия и затем сравнить ее с эталоном в учебнике.

Необходимо обратить внимание на особенность определения проблемы: не рекомендуется охватывать исследованием очень широкий круг вопросов, выбрать 1–2 вопроса, наиболее интересных для исследования.

Таким образом, обучающиеся из предложенного списка вопросов выбирают 1–2 вопроса для микроисследования в классе.

Задание 2.

Обучающиеся самостоятельно знакомятся с определениями понятий «предмет исследования», «объект исследования». Озвучивают свои мысли с предметом и объектом исследования по выбранной проблеме.

Для закрепления усвоения данного вопроса учитель предлагает провести блиц-опрос, где обучающиеся должны будут быстро определить предмет и объект исследования на предложенную проблему. В качестве примера можно предложить следующие проблемы:

– Как происходит изменение облика деревьев с понижением температуры воздуха?

– Какой корм позволяет домашнему питомцу повышать уровень его массы? И т.д.

Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, название работы Задание 3.

Предлагает вспомнить следующий этап проведения исследования (можно предложить обратиться к листу, на котором ребята распределили основные этапы работы над исследованием).

Педагог предлагает использовать технику критического мышления «Групповая дискуссия». Обучающиеся в группе делают предположения (желательно организовать 4 группы), для чего необходимо изучать различные источники литературы в научном исследовании.

Затем происходит обмен листами между группами, и обучающиеся подчеркивают красным цветом ту информацию, которая повторяется в их листе, синим цветом ту информацию, которая для них оказалась новой, и дописывают зелёным цветом ту информацию, которой нет на листе второй группы.

Затем две группы озвучивают информацию, которая сошлась на их листах, и две группы озвучивают ту информацию, которая отличалась от информации соседей. Все это фиксируется учителем на доске. Затем вырабатывается общее мнение о том, зачем необходимо изучать различные источники литературы при проведении научного исследования. В случае необходимости учитель корректирует и направляет обучающихся.

С целью выяснения усвоения материала учитель просит обучающихся определить, какие источники информации могут помочь им в выбранном ими исследовании и записать названия источников себе в тетрадь.

Формулировка цели, задач и гипотезы исследования

Педагог предлагает вспомнить из курса естествознания, какие слова помогают сформулировать цель исследования. (стратегия «Мозговой штурм»).

С помощью предложенных слов обучающиеся определяют свою цель исследования и записывают её в тетрадь.

Задание 4.

Обучающимся предлагается самостоятельно ознакомиться с алгоритмом составления гипотезы исследования и в тетради сформулировать гипотезу по предложенному исследованию в классе.

Затем гипотезы озвучиваются в группе, и лучшие варианты гипотезы озвучиваются в классе. Выбирается одна из гипотез и записывается на доске.

Учитель предлагает обучающимся разобраться, в чем заключается различие и сходство между целью и задачами исследования. Для этого заполняется диаграмма Венна. (Целесообразно перед этой работой еще раз вернуться к определению понятия «цель исследования» и познакомиться

учебнике с понятием «задачи исследования»). Обучающиеся коллективно определяют задачи предстоящего микроисследования. Записывают их в тетради.

Задание 5.

Обучающиеся в паре составляют правила проведения анкетирования. Составляют вопросы для проведения исследования по выбранной теме.

Конец урока

Рефлексивное оценивание заключается в оценке своей работы.

Предлагаемая методика самооценки «Лесенка успеха» используется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

1-я ступенька – ученик не понял новую тему, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новую тему и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Педагогу необходимо особое внимание обратить на тех обучающихся, которые выбирают первую и вторую лесенки успеха. Возможен вариант индивидуальной беседы о возникших у ребенка на уроке проблемах.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Учитель распределяет задания для парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся

Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя

Формативное

оценивание

проводится на всех этапах урока,

через наблюдение

за

работой

учащихся

в

группе,

их

самостоятельной

работой.

Дополнительные

вопросы

в

процессе

работы

над

темой

урока.

Анализ результатов ученической

рефлексии.

Регламентированное использование интерактивной доски, проветривание кабинета

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель