Предпросмотр файла:
Раздел долгосрочного плана: 5.1 Мир науки |
Школа: Сш№22 |
|
Дата: |
Имя учителя:. Закарьяева М.Б |
|
Класс: 5 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
Тема урока: Вопрос исследования» |
||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
5.1.2.1 – формулировать вопрос исследования и предположения |
|
Цели урока |
Ознакомить с методами изучения природы. Расширить знания об инструментах, приборах, применяемых для познания природы, развивать умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения. |
|
Цели обучения |
Все учащиеся смогут:Научиться пользоваться веществами, переводить из численного в именованный и обратно; выявлять при работе с текстом основные понятия и определения через диалог Большинство учащихся будут уметь: Работают над формированием умения давать краткий, логически выстроенный ответ Некоторые учащиеся смогут: проверить умение применять теоретические знания на практике; |
|
Критерии оценивания |
Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении. |
|
Языковые цели |
Научиться измерять расстояние на глобусе, знать различия между планом местности и картой, знать виды карт,. Предметная лексика изучают и углубить знания о живой планете, сравнить растительный и животный мир. Серия полезных фраз для диалога/письма Докажем прямым методом, что… |
|
Привитие ценностей |
предлагается поработать с энциклопедией изучить особенности строения растений и животных |
|
Межпредметные связи |
Связь с литературой: умение обосновывать (доказывать) свою точку зрения, опираясь на известные факты, жизненный опыт |
|
Навыки использования ИКТ |
Навыки работы с ActiveStudio |
|
Первоначальные знания |
Аксиомы планиметрии |
|
Тип урока |
Комбинированный |
Ход урока
Запланиро-ванные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
начало урока
Приветствие «Здравствуйте!» (Работа в паре.) |
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев |
рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: |
желаю (соприкасаются большими пальцами); |
успеха (указательными); |
большого (средними); |
во всём (безымянными); |
и везде (мизинцами); |
Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью.) |
Для актуализации знаний обучающихся можно |
предложить им вспомнить, по какому алгоритму они |
проводили исследования в начальной школе. Для этого |
можно использовать различные способы:
– использовать словарную змейку в учебнике; – расставить в правильной последовательности этапы на интерактивной доске или в групповой работе приклеить разрезанные карточки на листе А4.
Педагог самостоятельно или с помощью обучающихся определяет цель урока, ставит задачи, которые необходимо решить к концу этого урока
|
Середина урока
Данный этап состоит из трех тематических вопросов:
– определение проблемы исследования;
– изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, название работы;
– формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
Определение проблемы исследования Задание 1.
Учитель с помощью вопросов создаёт проблемную ситуацию в классе.
– Как хорошо вы знаете свой класс?
– Что связывает вас и ваших одноклассников?
– В чем заключается уникальность каждого ребенка в этом классе?
Предлагает в группах составить вопросы, которые помогут узнать о своих одноклассниках ту информацию, которая им мало известна, выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка и найти сходства между всеми детьми класса. Перед проведением данной работы необходимо напомнить обучающимся о правилах работы в группе. Объяснить, что составляемые вопросы не должны унижать чье-либо достоинство, быть корректными и грамотно сформулированными.
Затем каждая группа предлагает свои вопросы учителю, и лучшие вопросы выписываются на доске. Они послужат планом для исследования.
Учитель обращает внимание на предложенные вопросы. Задает вопрос:
– можно ли эти вопросы назвать проблемой исследования? Предлагает обучающимся познакомиться с понятием «проблема исследования». Для реализации этой задачи можно использовать несколько приёмов работы:
– предложить обучающимся в группе сформулировать определение понятия и затем сравнить его с эталоном в учебнике;
– предложить обучающимся по предложенным опорным словам составить формулировку понятия и затем сравнить ее с эталоном в учебнике.
Необходимо обратить внимание на особенность определения проблемы: не рекомендуется охватывать исследованием очень широкий круг вопросов, выбрать 1–2 вопроса, наиболее интересных для исследования.
Таким образом, обучающиеся из предложенного списка вопросов выбирают 1–2 вопроса для микроисследования в классе.
Задание 2.
Обучающиеся самостоятельно знакомятся с определениями понятий «предмет исследования», «объект исследования». Озвучивают свои мысли с предметом и объектом исследования по выбранной проблеме.
Для закрепления усвоения данного вопроса учитель предлагает провести блиц-опрос, где обучающиеся должны будут быстро определить предмет и объект исследования на предложенную проблему. В качестве примера можно предложить следующие проблемы:
– Как происходит изменение облика деревьев с понижением температуры воздуха?
– Какой корм позволяет домашнему питомцу повышать уровень его массы? И т.д.
Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, название работы Задание 3.
Предлагает вспомнить следующий этап проведения исследования (можно предложить обратиться к листу, на котором ребята распределили основные этапы работы над исследованием).
Педагог предлагает использовать технику критического мышления «Групповая дискуссия». Обучающиеся в группе делают предположения (желательно организовать 4 группы), для чего необходимо изучать различные источники литературы в научном исследовании.
Затем происходит обмен листами между группами, и обучающиеся подчеркивают красным цветом ту информацию, которая повторяется в их листе, синим цветом ту информацию, которая для них оказалась новой, и дописывают зелёным цветом ту информацию, которой нет на листе второй группы.
Затем две группы озвучивают информацию, которая сошлась на их листах, и две группы озвучивают ту информацию, которая отличалась от информации соседей. Все это фиксируется учителем на доске. Затем вырабатывается общее мнение о том, зачем необходимо изучать различные источники литературы при проведении научного исследования. В случае необходимости учитель корректирует и направляет обучающихся.
С целью выяснения усвоения материала учитель просит обучающихся определить, какие источники информации могут помочь им в выбранном ими исследовании и записать названия источников себе в тетрадь.
Формулировка цели, задач и гипотезы исследования
Педагог предлагает вспомнить из курса естествознания, какие слова помогают сформулировать цель исследования. (стратегия «Мозговой штурм»).
С помощью предложенных слов обучающиеся определяют свою цель исследования и записывают её в тетрадь.
Задание 4.
Обучающимся предлагается самостоятельно ознакомиться с алгоритмом составления гипотезы исследования и в тетради сформулировать гипотезу по предложенному исследованию в классе.
Затем гипотезы озвучиваются в группе, и лучшие варианты гипотезы озвучиваются в классе. Выбирается одна из гипотез и записывается на доске.
Учитель предлагает обучающимся разобраться, в чем заключается различие и сходство между целью и задачами исследования. Для этого заполняется диаграмма Венна. (Целесообразно перед этой работой еще раз вернуться к определению понятия «цель исследования» и познакомиться
учебнике с понятием «задачи исследования»). Обучающиеся коллективно определяют задачи предстоящего микроисследования. Записывают их в тетради.
Задание 5.
Обучающиеся в паре составляют правила проведения анкетирования. Составляют вопросы для проведения исследования по выбранной теме.
Конец урока
Рефлексивное оценивание заключается в оценке своей работы.
Предлагаемая методика самооценки «Лесенка успеха» используется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.
1-я ступенька – ученик не понял новую тему, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новую тему и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Педагогу необходимо особое внимание обратить на тех обучающихся, которые выбирают первую и вторую лесенки успеха. Возможен вариант индивидуальной беседы о возникших у ребенка на уроке проблемах.
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель распределяет задания для парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся |
Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя
|
Регламентированное использование интерактивной доски, проветривание кабинета |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|