Конспект занятия «Еврейская буква в моих руках»

Предпросмотр файла:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Биробиджан

Открытое занятие

В группе 3-го года обучения
«Еврейская буква в моих руках»

Педагог

Пархун Елена Петровна

г. Биробиджан

2019 г.

Конспект открытого занятия

в группе 3-го года обучения

«Еврейская буква в моих руках»

Цель занятия: Обучение детей созданию художественного образа буквы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей книгопечатания, понятием: художественный образ.

  2. Развивать творческое воображение, умение импровизировать, превращая простое изображение в сложное,
    способствовать формированию навыков работы графическими материалами.

  3. Воспитывать уважительное отношение к книге, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, воспитывать интерес детей к народному и художественному творчеству,

Задание: Выполнение художественного образа еврейской буквы алеф графическими материалами.

Материалы к занятию:

  1. Для учителя:

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация «Еврейская буква в моих руках»;

  • Бумага;

  • Простой карандаш;

  • Ластик;

  • Маркер чёрный;

  • Маркер белый

  • Фломастеры;

  1. Для детей:

  • Бумага;

  • Простой карандаш;

  • Ластик;

  • Маркер чёрный;

  • Маркер белый

  • Фломастеры;

Возраст детей:  11-13 лет (группа 3-го года обучения).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Орг. момент. (слайд № 1)

2. Вводная беседа. (слайд № 2)

Посмотрите внимательно на экран, расположите кружочки в порядке убывания и узнаете о чём на занятии пойдёт речь. (буквы)

(слайд № 3)

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

(слайд № 4)

Любая буква — это прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.

(слайд № 5)

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

Изобретение письменности – одно из величайших достижений человечества.

Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: “Что написано пером, не вырубишь и топором”. Появилась возможность передавать знания не только “из уст в уста”, в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью мировой художественной культуры.

(слайд № 6)

Мы с вами пользуемся русским алфавитом. Он состоит из 33 букв. Первая буква в русском алфавите буква А.

(слайд № 7)

Но мы с вами живём не просто в России, мы живём в городе Биробиджан, столице еврейской автономной области. Евреи сохранили свои буквы, они пронесли сквозь века и страны свой язык, а значит, самобытность, и свою культуру. Еврейский алфавит насчитывает 22 буквы.

(слайд № 8)

АЛЕФ – первая буква еврейского алфавита не только по порядку, но и по значимости. В еврейской традиции цифры принято обозначать буквами, поэтому числовое выражение АЛЕФ – 1.

По виду эта буква напоминает лестницу, ведущую снизу вверх и сверху вниз, соединяя небо и землю.

С буквы АЛЕФ начинаются самые первые слова в жизни каждого человека: АДАМ-ЧЕЛОВЕК, ЭМ-МАТЬ, АВ-ОТЕЦ.

(слайд № 9)

Но интересен тот факт, что славянская буква А и еврейская буква АЛЕФ произошли от одной и той же финикийской пиктограммы, изображающей голову быка или вола.

(слайд № 10)

Сегодня мы говорим о буквах русских, еврейских. Посмотрите внимательно на экран и сформулируйте тему нашего занятия. «Еврейская буква в моих руках»

(слайд № 11)

Но давайте вернёмся к истории.

Древние книги возникли задолго до изобретения печатного станка. Они писались от руки и создавались как произведения искусства. Как правило, их писали монахи-переписчики. Эти люди обладали не только знаниями, но и огромным терпением, ведь на создание книги могло уйти несколько лет. Именно там, в этих старинных, дошедших до нас книгах можно увидеть красочные рисунки, поясняющие текст, и нарядные буквицы, неизменно служащие украшением страницы.

(слайд № 12)

Буквица – это древнейший элемент оформления текста. Буквица являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца. Как правило буквица раскрашивалась красной краской, иногда с использованием позолоты. Отсюда произошло выражение «красная строка». Буквица была гораздо больше остальных букв текста, она как бы «открывала» собой страницу. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Буквица относится к книжной графике.

(слайд № 13)

Существуют разные стили оформления буквиц: переплётный стиль;

(слайд № 14)

Как можно назвать этот стиль в буквице? (растительный)

(слайд № 15)

Часто буквицы выполнялись в виде птиц или мифических животных. (зооморфный стиль)

(слайд № 16)

Геометрический стиль в буквице.

(слайд № 17)

Нередко, перечисленные основные стили орнаментов, составляют смешанный орнамент, сочетающий мотивы двух или нескольких типов.

(слайд № 18)

Контур – типичный приём декоративного украшения буквиц.

(слайд № 19)

Замечательные художники занимались оформлением книг, создавали художественный образ буквы. Среди них Иван Яковлевич Билибин, художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.

(слайд № 20)

Татьяна Алексеевна Маврина, художник-живописец, график, иллюстратор. В 1975 получила Государственную премию СССР за цикл иллюстраций к книгам «Русские сказки», «Сказочная азбука».

(слайд № 21)

У меня в руках эксклюзивная книга. Она называется «От Алеф до Тав. Тайна еврейской буквы. Эта книга о еврейском алфавите. Эта книга не только оригинальная, но и единственная в своём роде. В книге органично сочетаются графические рисунки Розы Строковой, Биробиджанской художницы, которая несколько лет назад сменила место жительства, и текст, созданный Еленой Беляевой на основе источников еврейских комментаторов и исследователей.

(слайд № 22-24)

Всего по одной странице уделили каждой букве авторы книги. Но каждая буква сопровождается удивительным художественным образом и увлекательным рассказом о библейской или еврейской истории.

3. Практическая работа.

— Тема нашего занятия называется «Еврейская буква в моих руках» Как вы думаете, почему такое название? Что значит «в моих руках?» Сегодня вы постараетесь придумать художественный образ еврейской буквы АЛЕФ.

На данный момент буквы одинаковые. Ваша задача превратить букву в интересный образ, вдохнуть в неё жизнь. Сегодня буква АЛЕФ – это пространство для вашего индивидуального творчества.

Последовательность выполнения буквы:

  • Линейный рисунок,

  • Проработка графическими материалами (чёрный и белый маркеры, фломастеры).

  • Обращаем внимание на аккуратность, читаемость буквы.

4. Выставка, обсуждение работ.

5. Итог занятия.

— Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Проверь себя» и закрепить полученные сегодня знания.

(слайд № 25)

  1. К какому виду изобразительного искусства относится буквица?

А) Живопись В) Архитектура

Б) Графика Г) ДПИ

(слайд № 26)

2. Назовите основные стили оформления буквицы

А) Растительный В) Зооморфный

Б) Переплётный Г) Геометрический

(слайд № 27)

3. Назовите имя признанного мастера оформления книги

А) Виктор Васнецов Б) Иван Билибин В) Иван Шишкин

(слайд № 28)

4. Как называется первая буква еврейского алфавита?

А) Альфа Б) Алеф В) Аз

(слайд № 29)

5. Назовите имя Биробиджанской художницы, создавшей иллюстрации к книге «ОТ Алеф до Тав»

Роза Строкова

— Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем занятии, понравилось ли вам занятие, что особенно понравилось, что не понравилось.

(слайд № 30)

-Ребята, я благодарю вас за активность, за творческую работу, а гостей за внимание

5

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель