Конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова

Предпросмотр файла:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Конспект урока

русского языка в 8 классе

 «Сложные слова»

Провела учитель первой категории:

Ахметгареева И.В.

2015г.

Тема урока: «Сложные слова»

Тип урока: комбинированный

Цель  урока: продолжить знакомство с понятием  «сложные слова»,  со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Задачи:

Коррекционно-образовательная: повторить значимые части слова; формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов с иностранными корнями.

Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учению, формировать умение  объяснять свой выбор, высказывать суждение.

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок. (слайд 1)

Всем ребятам дан звонок.

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся.

Вспомним правила посадки

Запишем число мы в тетрадки.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова. 
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

Мы с вами на уроках продолжаем изучать состав слова, способы образования новых слов.

В домашнем задании вам нужно было по таблице повторить состав слова.

С помощью кроссворда вспомним из каких частей состоит слово.

Работа с кроссвордом (слайд 2)

  1. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.

  2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

  3. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.

  4. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

3.Закрепление изученной темы.

Но на уроках мы говорили, что слова образуются не только при помощи

суффиксов и приставок, но и сложением двух корней.

Как называются такие слова? (сложные)

4. Тестовое задание (проверка полученных знаний) (слайд3)

— А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли эту тему, выполним тест.

1.Сложные слова образованы …

а) сложением  корней;    б) сложением приставок

 2) Соединительная гласная соединяет…

         а) буквы;      б) суффиксы;         в) корни

3) Найди сложное слово:

а) подберёзовик;        б) вертолёт;         в) проспект

   3) В слове мухомор соединительная гласная…

        а) а;    б) о;   в) отсутствует

  4) В слове пылесос соединительная гласная…

       а) е;  б) и;  в) отсутствует

 5) В слове стенгазета соединительная гласная…

       а) е;  б) о;  в) отсутствует

5.Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 40, в рамочке вам даны примеры иностранных корней, которые мы используем для образования новых слов в русском языке. Познакомимся с их значением;

МИКРО — маленький

АКВА — вода

АЭРО — воздушный

ТЕЛЕ -далеко

ФОТО — цвет

Встречались ли вам слова с такими корнями?

(Микроскоп, микрофон, телевизор, телефон, фотограф …)

Рассмотрим с. 41. назовите предметы, изображенные на картинках. Для этого выбирай первую часть сложных слов из рамки на с.40

В текст упр.59 нас.42 необходимо вставить эти слова с корнем -теле-

Чтение текста, разбор.

6. Работа в тетрадях.

У доски Арсланов Денис.

Вывод: какое значение имеет корень – ТЕЛЕ- в сложных словах?

-ТЕЛЕ- значит ……

7.Физминутка

Учитель: Устали? Давайте играть.  Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. 
Лес, рубить – лесоруб корень, плод — корнеплод
буря, ломать – бурелом земля, мерить землемер
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит — самовар 
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

пули, метать – пулемет

8.Самостоятельная работа (закрепление полученных знаний)

Работа в группах

Самооценка

оценка

учителя

Подчеркни слова по теме урока:

птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт аэропорт, лесоруб, варежка, микроскоп, землеройка.

Составь сложные слова:

вертит  летит   ……… хлеб режет …… землю пашет….. земля трясется…….. новая луна…… пыль сосет……сам катит…

Соберите сложные слова с иностранными корнями:

………………………………………………………

9.Домашнее задание.  Дифференцированное задание.

Составить и записать четыре предложения со словами, которые мы образовали с иностранными корнями на с.41.

Обучающиеся 3 группы – завершить работу над Упр.59

РЕФЛЕКСИЯ:  сегодня познакомились со сложными словами с иностранным корнем, повторили правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах, проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность и грамотность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

На ваших партах стикеры, (желтые и синие) напишите на них своё имя и прикрепите к той картинке, которая отображает ваше настроение после урока.

Солнцепек- если вы все поняли, и на уроке вам было интересно , и вам светит приветливо солнышко

Снегопад- если вы что-то недопоняли, и вам еще необходимо над этой темой поработать, идет снег, и все вокруг хмурится.

Урок окончен. Всем спасибо за урок!

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель