Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Правило написания непроизносимых согласных в корне слова».

Предпросмотр файла:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 3»А» классе

по теме: «Правило написания непроизносимых согласных в корне слова».

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: Проявляют доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству.

  2. Познавательные: Обобщают результаты наблю­дений и рассуждений. Форму­лируют правило. Определяют в словах наличие орфограмм. Выполняют самопроверку по алгоритму. Определяют место орфо­граммы в слове. Знают способ проверки и применяет его при выполнении задания. Подбирают слова с орфограммой. Умеют ориентироваться в учебнике. Делают выводы в результате своей работы.

  3. Коммуникативные: Учатся слушать и понимать речь других. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

  4. Регулятивные: Определяют и формулируют тему и цель деятельности на уроке.

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

— Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

— Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

— Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

  1. Минутка чистописания.

О О

— Что вы можете сказать о букве О?

— В чем особенность написания?

— Какое время года начинается на эту букву?

— Запишите слово осень на следующей строке.

— Какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить написание?

— Нравиться ли вам осень?

— Нашей гостьей сегодня будет Осень.

  1. Постановка учебной проблемы.

— Осень принесла нам письмо от Хозяйки леса. Что обычно пишут в письмах?

— Подберите синоним к слову новости. (известия)

-Запишите слово известия в тетрадь. Запишем однокоренные слова к слову известия.

Слайд.

Известия, известный, вестник, весть, весточка,

известно.

— Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие заметили?

— Какой вопрос возникает?

  1. Постановка цели урока.

— Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. Постановка темы урока.

-Выделите корень.

— Давайте рядом напишем транскрипцию слова известный.

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему количество букв и звуков различное?

— Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково).

— Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые).

-Подчеркните непроизносимую согласную во всех однокоренных словах.

— Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

6.- Зная тему урока, давайте сформулируем цель урока.

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

7. Подводящая беседа к формулированию правила.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

— Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило)

Непроизносимые согласные проверяй так:

грустный- грусть

звездный- звезда

8.Словарная работа.

Интересный.

9.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7.Закрепление изученного.

1) Работа с учебником.

С 36 упр.1 Работа в парах. Самопроверка.

2) — Давайте прочитаем какие вести написаны в письме.

Редко светит со(?)нце. Стоят ненас(?)ные дни. Грус(?)но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Только кое-где еще видны запоздалые поз(?)ние цветы.

— Какие буквы пропущены?

— Пользуясь правилом, проверьте написание этих слов. Какие буквы надо вставить?

— Выпишите слова в столбик, рядом запишите проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

-Оцените свою работу на полях.

— Какое время года идет за осенью?

-Прочитайте отрывок стихотворения:

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

-Есть ли в этом отрывке слова с непроизносимым согласным? Какие?

— Какое слово вызвало сомнения? (чудесный) Подберите проверочное.

-Кто автор этого стихотворения?

— Мы знаем много стихотворений А.С.Пушкина, но сегодня мне бы хотелось посмотреть, как вы помните сказки поэта.

-Прочитайте отрывки.

1.Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

2. Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

— Узнали сказку?

Работа в группе.

-Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимым согласным, и тогда получите текст, который был у А.С. Пушкина.

Запись в тетради:

С печальной – с грустной

Добрый день – здравствуй

Пасмурный – ненастный.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какую задачу ставили?

-Удалось ее решить?

-Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке?

-Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

Пожелание Осени ребятам.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

Спасибо за урок.

— Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

Домашнее задание. с.37 упр.4

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель