Конспект урока по музыке «Синтез искусств»

Предпросмотр файла:

1. Приветствует учащихся.

Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на сегодняшнем уроке, в праздничный пасхальный день. Урок у нас сегодня необычный, интегрированный, т.е. объединяющий два предмета: музыку и русский язык.

2. Задаёт вопрос

-Начнем урок с вопроса: «Что такое искусство?»

2. Учащиеся отвечают:

— «Искусство- форма познания мира»;

3. Предлагает составить кластер «Искусство».

-Посмотрите на слайды на экране и назовите виды искусства

( демонстрация слайдов в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года. Осень»)

3. Учащиеся составляют кластер

Искусство: музыка, литература, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр.

4. Задаёт вопрос

-Как вы думаете, может ли искусство изменить человека , сделать его лучше, добрее?

4.Учащиеся размышляют:

Искусство способно изменить человека в лучшую сторону. Человек видит красивые здания, слушает музыку, смотрит спектакль и становится лучше, красивее.

5. Предлагает выделить виды искусства, которые объединены одним цветом и будут темой урока.

5. Учащиеся отвечают: «Музыка и архитектура»

6. Предлагает узнать точное значение слова АРХИТЕКТУРА.

6.Учащийся сообщает :

АРХИТЕКТУРА, 1. Искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество. Памятник архитектуры. 2. Направление в строительстве; характер, стиль постройки. Храм готической архитектуры. 3.Здания, сооружения.

7.Рассказывает и предлагает сформулировать по высказываниям два вопроса

-Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“… должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ…”

-Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”.

7.Учащиеся слушают и формулируют вопросы:

-Как связаны архитектура и музыка?

-Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?

Вопросы записывает на доске

Запишите тему урока, сформулируйте цель урока.

8.Предлагает отправиться в путешествие

-Чтобы узнать что-то новое, люди отправляются путешествовать, и мы, чтобы ответить на наши вопросы, отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Так вот, сегодня вы будете путешественниками- исследователями в составе двух групп. В процессе путешествия вы сможете получить жетоны, которые могут вас сделать победителями. Но для начала дадим название каждой группе: 1 группа – архитекторы; 2 группа – зодчие и выберите старшего в группе

Что нужно, чтобы совершить путешествие?

Посмотрите, по какому маршруту мы будем двигаться.

Учащиеся проговаривают этапы путешествия.

Предлагает отправиться в путешествие на воздушном шаре.

1.Сначала полетим к Пещере средств выразительности.

-В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Чтобы попасть на гору , нужно вспомнить значение музыкальных терминов и сопоставить элементы выразительности в музыке и архитектуре. В этом нам поможет “музыкально-архитектурный” фотоальбом. Группа за каждый правильный ответ получает жетон.

По очереди задаёт вопросы группам.

Мелодия Гармония Ритм Лад Тембр Динамика Звуковедение Форма

Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные,“певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс)- – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;

Ритм (порядок, чередование длинных и коротких звуков в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;

тембр ( (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;

динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

форма (построение музыки)– здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно

-Сделайте вывод: что общего между музыкой и архитектурой?

Учащиеся делают вывод о том, что и в музыке, и в архитектуре есть средства выразительности, между которыми можно найти родственные связи.

Предлагает отправиться на Гору архитектурных памятников

-Среди архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в них для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения?

Учащиеся отвечают: храм

-Перед нами два разных храма:

— католический храм и православный храм. Узнаем о них побольше. Поисковые группы хотят рассказать нам о них кое-что интересное.

Учащиеся выступают с сообщениями –характеристиками католического и православного храма.

Группа 1

1.Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами.

2.Н. В. Гоголь писал о готической архитектуре: «Готическая архитектура есть явление такое, какого еще никогда не изводил вкус и воображение человека. В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, эта легкая паутина резьбы, улетающая на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость. Вступая в священный мрак этого храма весьма естественно ощутить в душе присутствиЕ святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

2. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), находящийся во Франции, –это один из шедевров мировой готической архитектуры

Французский писатель Виктор Гюго описал его в романе «Собор Парижской Богоматери», «…Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека, и народа, единое и сложное…»

Группа 2.

1.До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” — многоглавие. Но есть одноглавные церкви, они как жемчужины русской культуры.

2.Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс.

И готов умчаться в поднебесье.

3.И.А. Бунин
СВЕЖА В АПРЕЛЕ РАННЯЯ ЗАРЯ

Свежа в апреле ранняя заря.

В тени у хат хрустит ледок стеклянный.

Причастницы к стенам монастыря

Несут детей — исполнить долг желанный.

Прими, господь, счастливых матерей,

Отверзи храм с блистающим престолом –

И у святых своих дверей

Покрой их звоном благостно-тяжелым.

Сделайте вывод: что общего и что различного между католическим и православным храмом ?

Учащиеся сравнивают и делают вывод о том, что общего и что различного между католическим и православным храмом

Без чего нельзя представить православные храмы? Что в красивом звучании созывает православных на службу?

Предлагает провести динамическую паузу

В православном храме звучат колокола. Существует поверье, что на колокольный звон слетаются ангелочки.

Прилетели ангелочки –

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В сторону направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами,

А теперь им всем пора

Делать добрые дела

Предлагает отправиться на Озеро Музыки

-Каждому виду храмов созвучна своя музыка. Послушайте музыкальное произведение и ответьте: в каком храме (католическом или православном) звучит эта музыка?

(Звучит музыка И. С. Баха. Органная прелюдия Соль-минор)

Учащиеся слушают музыку

Учащиеся отвечают, что такую музыку можно услышать в католическом храме

— Одним из величайших“архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками

-в начале IX века в служении католической церкви вводится музыкальный инструмент.

Как вы думаете, что это за инструмент?

Учащиеся отвечают, что это орган

Сообщение учащегося об органе

Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало

возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и

самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно

уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого

его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на

архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из

повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые

города, а может и целые величественно и властно.

О чём эта музыка?

-Предлагает вместе составить Синквейн:

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение, чувство к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

синквейн

Название: Органная прелюдия

Описание : Мощная, возвышенная, динамическая, напряжённая, философская, органная

Действие: Звучит, вдохновляет, устремляет ввысь

Чувство: Вызывает чувство восторга и торжественности

Суть: Музыка

А сейчас послушаем музыку другого композитора.

(Звучит музыка Чайковского «Богородица Дева, радуйся»)

— Хочется немного помолчать, правда?..

Как вы думаете, почему?

В каком храме (католическом или православном) звучит эта музыка?

Учащиеся отвечают, что очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная

Учащиеся отвечают, что такую музыку можно услышать в православном храме

Похожа ли музыка Чайковского на музыку И.С.Баха и почему?

Учащиеся отвечают: «Нет, музыка Чайковского более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”

Учащиеся отвечают: «В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке.»

Учащиеся составляют и зачитывают

синквейн «Православная музыка»

-В церковном богослужении оба искусства: и музыка, и архитектура- связаны друг с другом, все подчинено созданию особого эмоционального состояния людей.

Учащиеся делают вывод об общем и

различном в музыке в католических и православных храмах ?

Учащиеся читают стихи ( Приложение 5)

И.А. Бунин
ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ

Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющим огнями,

Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе,

Я становился за толпой,

Я приносил туда с собой

В душе и радости, и горе.

И в час, когда хор тихо пел

О "Свете Тихом", — в умиленьи

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел…

Предлагает группам составить Синквейн

1 группа по готическому собору

2 группа по православному храму. Читают свои работы

Предлагает отправиться на Реку Мелодий-линий.

-А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом.

Учащиеся выполняют мини-проект с помощью памятки

.Соберите из пазлов изображение храма

2. Определите какой это храм: католический или православный.

3. Маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов.

4. Продолжите предложение

«У православных храмов линия- мелодия …»

«У католических храмов линия- мелодия …»

-Посмотрите — линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка». А как можно перефразировать данное сочетание по отношению к музыке, если архитектура – застывшая музыка, то музыка –….

1. Предлагает учащимся обратиться к вопросам, записанным на доске, ответить на вопросы.

Как связаны архитектура и музыка?

Какая музыка характерна для православного храма, а какая для католического?

Почему архитектуру называют застывшей музыкой?

2. Предлагает подумать над тем, что им удалось вынести из этого урока.

3.Предлагает подсчитать жетоны, определить команду победителей, наградить медалями исследователей

4. Благодарит за работу на уроке и сообщает учащимся домашнее задание: Написать сочинение «Музыка в храме»

4. Исполнение песни «Ода музыке». Наш урок закончен, мы благодарим всех за работу и желаем успехов!

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель