Предпросмотр файла:
содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи элективного курса 3
Содержание изучаемого элективного курса 5
Учебно-тематический план 6
планируемые результаты изучения элективного курса 8
Материально-техническое обеспечение элективного курса 9
Заключительные положения. 10
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному предмету «Французский язык – диалог культур» разработана в соответствии с учебным планом и предназначена для учащихся 10 класса образовательного учреждения. Элективный курс «Диалог культур» предназначен для организации деятельности учащихся 10 класса по французскому языку в средней общеобразовательной школе, рассчитан на один год обучения в общем объеме 34 часа, из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа курса ориентирована на базовые знания обучающихся по французскому языку. Элективный курс является способом устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении коммуникативных способностей учащихся и приобретении практических навыков самостоятельной деятельности.
В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его станет средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения.
Цели и задачи элективного курса.
Цель данного курса: создать условия для развития интеллекта обучающихся: рефлексивных умений, мышления, познавательных способностей в самостоятельной, творческой исследовательской деятельности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей. Таким образом можно обозначить основные учебные цели элективного курса:
выполнение государственного заказа на достижение обучающимися уровня знаний, предписанного государственными образовательными стандартами;
формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
повышение качества знаний и уровня образования обучающихся в рамках изучения иностранного языка.
К социально-ориентированным целям можно отнести:
формирование достаточного уровня мотивации обучающихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
приобретение школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта.
Координирующие цели:
обеспечение целенаправленности, системности, единства деятельности в сфере содержания образования;
формирование умения установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
обеспечение единства образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Общие задачи реализации рабочей программы элективного курса:
подготовка обучающихся к успешному завершению основного общего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности
обеспечение преемственности рабочих программ общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школьников;
достижение обучающимися уровня функциональной грамотности как в рамках традиционных областей социальных взаимодействий, так и в условиях информационной эры;
расширение процесса информатизации образовательного процесса, активизация использования информационных технологий;
создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников при опоре на здоровьесберегающие технологии, включая мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, культуру здоровья и сознательный выбор здорового образа жизни;
Предметные задачи курса:
развивать умение грамматически правильно строить и понимать французскую речь;
развивать умение представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, приобщения к познанию других народов, стран и их культур;
формировать коммуникативную культуру, обеспечивающую социализацию личности;
приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Методы и формы обучения определены с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения элективного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, занятия мелкогрупповые и индивидуальные);
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение.
Домашние задания небольшого объема и носят индивидуальный характер. Используется пятибалльная система оценивания.
Содержание изучаемого элективного курса
Набор модулей и распределение часов для наполнения плана.
№ п/п |
Название модуля |
Количество часов |
1 |
Модуль 1 «Дружеская переписка» |
4 |
2 |
Модуль 2 «Мир французской поэзии» |
5 |
3 |
Модуль 3 «Жизнь подростков» |
5 |
4 |
Модуль 4 «Каникулы и развлечения» |
5 |
5 |
Модуль 5 «Французская литература» |
6 |
5 |
Модуль 6 «Система образования» |
7 |
6 |
Повторение. Зачетное занятие. |
2 |
Распределение грамматического материала в курсе может быть представлено следующим образом:
le passé composé глаголов, спрягаемых с avoir;
le passé composé глаголов, спрягаемых с être;
le futur immédiat, le passé immédiat;
le participe présent, gérondif;
le futur simple глаголов I, II и III групп;
Учебно-тематический план элективного курса
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
В том числе |
Методические рекомендации по организации занятий |
|||
лекция |
практика |
||||||
|
1. Дружеская переписка |
4 |
2 |
2 |
Форма занятия |
Форма контроля |
|
1. |
Переписка школьников (смс, эл. почта) |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
2 |
Написание открытки |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, практикум |
Наблюдение |
|
|
2. Мир французской поэзии |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
3 |
Поэзия Мориса Карема |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
4 |
Мой сборник для чтения |
2 |
1 |
1 |
Индивидуальная |
Контроль чтения |
|
5 |
Конкурс чтецов |
1 |
0 |
1 |
Мини-лекция, практикум, обсуждение |
Взаимопроверка учащимися друг друга |
|
|
3. Жизнь подростков |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
6 |
Карманные деньги |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
7 |
Ищем работу на выходные. Резюме. |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
9 |
Работа по душе. Характеристика личности. |
1 |
0 |
1 |
Мини-лекция, практикум |
Наблюдение, тестирование |
|
|
4. Каникулы и развлечения |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
10 |
Мои идеальные каникулы |
2 |
1 |
1 |
Мини-лекция, практикум |
Наблюдение, тестирование |
|
11 |
Рождественские каникулы |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
12 |
Мои планы на будущие каникулы |
1 |
0 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
|
5.Французская литература |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
13 |
Творчество Шарля Перро |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
14 |
Чтение |
2 |
1 |
1 |
Индивидуальная |
Контроль чтения |
|
15 |
Инсценировка сказки |
2 |
0 |
2 |
Групповая |
Наблюдение |
|
|
6.Система образования |
7 |
4 |
3 |
|
|
|
16 |
Школа и обучение за рубежом |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
17 |
Школьные экзамены, форма |
3 |
2 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
18 |
Школа моей мечты |
2 |
1 |
1 |
Теоретическое занятие, игра |
Контроль чтения |
|
19 |
Зачет |
2 |
1 |
1 |
Индивидуальная |
Контроль |
|
|
Итого: 34 часа |
|
|
|
|
|
планируемые результаты изучения элективного курса
Предметные результаты
Основанием для выделения предметных требований, к уровню подготовки учащихся выступает основная образовательная программа школы.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать:
Речевая компетенция:
в области говорения:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
в области аудирования:
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
в области чтения:
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
в области письменной речи:
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в со-
временном мире.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
применения более разнообразных приемов раскрытия значения слова;
осуществления самонаблюдения, самоконтроля, самооценки;
осуществления целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
работы в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
материально-техническое обеспечение программы
Средства обучения:
Печатные пособия:
Чернова Г.М. Урок французского языка. Секреты успеха. — М.: Просвещение, 2008
Королева Л.А. Сказки – импровизации в школьном театре. (ИЯШ, 2007, №7)
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. — М.: Аркти, 2002.
Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.
Словари:
— Новый французско-русский словарь В. Гак, К. Ганшина, издательство «Дрофа», 2010
— Русско-французский словарь идиоматических выражений, С. Кравцов, издательство «L’Harmattan», 2015.
— Французско-русский. Русско-французский словарь для школьников с приложениями и грамматикой Г.Г.Геннис, издательство «АСТ», 2014
Технические средства обучения.
Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Принтер. Интерактивная доска.
DVD, CD / MP3-диски:
«Регионы Франции» cd диск Грет Карин 2015 год.
Русско-французский мини-разговорник [Электронный ресурс] : для PC и МР3. — М. : Новый Диск, 2012.
20 устных тем по французскому языку для школьников [Электронный ресурс] / А. И. Иванченко. — СПб. : КАРО, 2016.
Электронные издания — видеокурсы:
— Краткий видеокурс по изучению цветов «Les couleurs», издательство «СПб :Полиглот», 2012.
— Видеокурс по изучению французского языка. Грамматика, издательство «СПб :Полиглот», 2014 .
Учебные презентации, созданные самостоятельно, для работы с интерактивной доской на уроке.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru
Сайт для тренировки фонетики французского языка http://phonetique.free.fr/alpha.htm
Темы и тексты на французском языке http://www.studyfrench.ru/topics/
Лексика и грамматика французского языка в песнях http://platea.pntic.mec.es/~cvera/hotpot/chansons/ Lachansonencoursde FLE
Технические средства обучения:
компьютер;
проектор;
экран проекционный;
интерактивная доска
Заключительные положения.
Данная рабочая программа элективного курса является в составе основной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС) образовательного учреждения (организации) программой, определяющей содержание, объем, структуру учебного процесса по элективному курсу, примерное распределение учебного материла по темам, с указанием основных видов учебной деятельности и планируемых результатов освоения учебного курса.
Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению элективного курса.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения курса с учетом особенностей учебного процесса, возможностей образовательного учреждения (организации), контингента учащихся в текущем учебном году.
На основании данной рабочей программы преподаватель планирует деятельность по элективному курсу на четверть, полугодие, год, в соответствии с графиком учебного процесса образовательного учреждения (организации). При составлении планирования преподаватель должен учесть уровень подготовки и учебный потенциал класса, в котором будет реализован данный предмет/курс. В связи с этим, допускается корректировка преподавателем порядка изучения тем и количества часов, отведенных на их изучение и обозначенных в данной рабочей программе, но не более 25% и по согласованию с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности.
Распределение учебного материала осуществляется последовательно с учетом данной рабочей программы по календарю текущего учебного года и отражается в Приложении 1 к данной рабочей программе в форме поурочного тематического планирования (далее – ПТП). Планирование фиксируется в электронном и классном журналах.
По окончании отчетного периода (четверть, полугодие, год) поурочное тематическое планирование данной рабочей программы элективного курса должно быть соотнесено с электронным и классным журналами и отчетом учителя о фактическом прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в ПТП, обеспечивая условия для прохождения программы элективного курса в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Поурочное тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса «Французский язык-диалог культур» на 2019/2020 учебный год.
№ п/п |
Наименование темы |
1 |
Вводное занятие |
2 |
Что такое «Переписка школьников». |
3 |
Правила общения. |
4 |
Пишем письмо на открытке. |
5 |
Мир французской поэзии. |
6 |
Детские стихи бельгийского поэта Мориса Карэма. Художественный перевод. |
7 |
Мой сборник для чтения |
8 |
Конкурс чтецов. |
9 |
Жизнь подростков за рубежом. |
10 |
Карманные деньги. |
11 |
Ищем работу на выходные. Резюме. |
12 |
Работа по душе. Характеристика личности. |
13 |
Лучший друг. |
14 |
Развлечения. |
15 |
Мои идеальные каникулы. |
16 |
Рождественские каникулы. Рассказ о прошлых событиях. |
17 |
Сравнение предметов, фактов. Степени сравнения прилагательных. |
18 |
Способы выражения будущих действий. |
19 |
Употребление определённого и неопределённого артиклей. |
20 |
Проверь себя. |
21 |
Художественная литература Франции. |
22 |
Творчество Шарля Перро. |
23 |
«Кот в сапогах». Забавная история. |
24 |
Развитие навыков чтения. |
25 |
Примеряем роли. |
26 |
Инсценировка сказки «Кот в сапогах». |
27 |
Школы и образование за рубежом. |
28 |
Система образования во Франции. |
29 |
Школьные экзамены. |
30 |
Школьная форма. |
31 |
Школа моей мечты. |
32 |
Школа, в которой я учусь. |
33 |
Информационный проект «Наша школа» |
34 |
Итоговое занятие |
|