Предпросмотр файла:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 г. Брянска»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО учителей Заместитель Директор школы
Изо, технологии и физ. культуры директора по УВР Н.Л.Баранова
……………….. …………………. Приказ №_____
Протокол №_____
от «____» ________2016 «____»_________2016 от «___»_______2016
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Учебник: Т. Я Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство (перспектива). 2 класс
Учитель Селезнева Снежанна Сергеевна
1. Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс составлена на основе:
-
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
-
Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2009 год.
-
Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Шпикаловой Т. Я, Ершовой Л. В. «Просвещение», 2012 год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, концепции УМК «Перспектива», авторской программы Шпикаловой Т. Я. «Изобразительное искусство», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе в объеме 34 ч., 1 час в неделю, что соответствует учебному плану.
Цели и задачи курса:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования, по предмету «Изобразительное искусство» и реализует авторскую программу Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Учебник «Изобразительное искусство 2 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе в объеме 34 ч., 1 час в неделю, что соответствует учебному плану.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
3. Содержание учебного предмета
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч.)
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные.
Осеннее многоцветие земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.
Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень.
Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт.
Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.
В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.
Загадка белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия.
В гостях у чародейки-зимы (12 ч.)
В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.
Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция. Линия горизонта, планы, цвет.
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.
Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.
Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм.
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца.
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок.
Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне.
Русский календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы.
Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.
Весна-красна! Что ты нам принесла? (5 ч.)
«А сама-то величава, выступает будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация.
Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки.
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.
Космические фантазии. Пейзаж: пространство и свет, реальное и символическое изображение.
Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.
В гостях у солнечного лета (6 ч.)
Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации.
Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.
Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура.
Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму.
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит
Учебно – методический комплекс
-
Авторские программы по изобразительному искусству: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1-4 классов общеобразовательной школы. Москва, «Просвещение», 2011г.
-
Каменева Е.Н. Какого цвета радуга. — М.: Издательство «Детская литература», 2010.
-
Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. – 4-е изд. – Кемерово, Издательство «Педагогика», 2013.
-
Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина, Н.В.Гросул и др.- М.: Просвещение, 1991.
-
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В.. Учебник. Изобразительное искусство. 2 класс. Москва, «Просвящение», 2012 г.
4. Календарно — тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 2 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
|
|
Раздел 1: В гостях у осени. Узнай какого цвета земля родная. |
|
|
||||
1 |
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета теплые и холодные. |
1 |
|
|
||
2 |
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. |
1 |
|
|
||
3 |
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: симметрия, нюансы, ритм, цвет. |
1 |
|
|
||
4 |
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. |
1 |
|
|
||
5 |
Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих. |
1 |
|
|
||
6 |
Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. |
1 |
|
|
||
7 |
Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные цвета, цветовой контраст. |
1 |
|
|
||
8 |
В мастерской мастера — игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. |
1 |
|
|
||
9 |
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. |
1 |
|
|
||
10 |
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости, цвет. |
1 |
|
|
||
11 |
Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. |
1 |
|
|
||
Раздел 2: В гостях у чародейки зимы. |
|
|||||
12 |
В мастерской мастера Гжели. Русская керамика: форма изделия и декор. Кистевой живописный мазок. |
1 |
|
|
||
13 |
Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. |
1 |
|
|
||
14 |
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. |
1 |
|
|
||
15 |
Цвета радуги в новогодней ёлке. Декоративная композиция. |
1 |
|
|
||
16 |
Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорции, симметрия, ритм. |
1 |
|
|
||
17 |
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. |
1 |
|
|
||
18 |
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. |
1 |
|
|
||
19 |
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. |
1 |
|
|
||
20 |
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. |
1 |
|
|
||
21 |
Русское поле. Воины — богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. |
1 |
|
|
||
22 |
Русский календарный праздник «Масленица» в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы возрождения природы: импровизация. |
1 |
|
|
||
23 |
Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. |
1 |
|
|
||
Раздел 3: Весна – красна! Что ты нам принесла? |
|
|||||
24 |
«А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. |
1 |
|
|
||
25 |
Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. |
1 |
|
|
||
26 |
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. |
1 |
|
|
||
27 |
Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения. |
1 |
|
|
||
28 |
Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. |
1 |
|
|
||
Раздел 4: В гостях у солнечного лета. |
|
|||||
29 |
Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. |
1 |
|
|
||
30 |
Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. |
1 |
|
|
||
31 |
Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. |
1 |
|
|
||
32 |
Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. |
1 |
|
|
||
33 |
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. |
1 |
|
|
||
34 |
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект «Доброе дело само себя хвалит» |
1 |
|
|
2