Предпросмотр файла:
Предмет |
История
|
Класс |
5
|
Базовый учебник |
Д.Д. Данилов и др. «Всеобщая история. История Древнего мира» «БАЛАСС» 2012 г.
|
Тема урока |
Греческие полисы – Афины и Спарта
|
Цель урока |
Сформировать представление учеников об особенностях древнегреческих полисов — Афинах и Спарте.
|
Задачи урока |
Учить анализировать особенности Афин и Спарты по четырем сферам. Систематизировать материал и представлять его в виде таблицы. Обобщать и делать выводы. Работать в паре или в группе.
|
Тип урока |
Изучение нового материала
|
Необходимое оборудование |
Карта, атлас, учебник, рабочие листы, компьютер
|
Структура и ход урока
№ пп. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1
|
Определение темы. Мотивация.
|
Вступительная беседа. Вопросы детям. Подводящий диалог. Работа с картой.
Какую цивилизацию Древнего мира мы изучаем?
Обращает учеников к карте и атласу. Найдите в атласах и назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.
Что такое полисы?
Обращает внимание учеников на хронологическую таблицу в учебнике и выделенные даты, связанные со Спартой и с Афинами. 650-600 гг. до н.э. – покорение Спартой соседних областей. 594 г. до н.э. – законы Солона в Афинах. О каких полисах Греции пойдет речь? Записывает тему урока на доске: «Греческие полисы – Афины и Спарта». |
Слушают. Отвечают на вопросы.
Мы изучаем Древнюю Грецию.
Показывают на карте, находят в атласах Балканский полуостров и полисы – Афины и Спарту.
Полисы – это города-государства, общины граждан. Проговаривают, что Афины расположены в Аттике, а Спарта в Лаконии.
Выбирают из таблицы даты, связанные с Афинами и Спартой.
Речь пойдет об Афинах и Спарте.
Записывают тему в тетрадях.
|
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Планировать деятельность в учебной ситуации. 3. Работать по плану, сверяясь с целью. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД 1. Находить информацию в учебнике и др. источниках. 2. Владеть смысловым чтением. 3. Определять понятия. 4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям). 5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст). 6. Выделять главное, обобщать. 7. Делать выводы. 8. Сравнивать объекты по заданным критериям. 9. Доказывать.
Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Организовывать работу в паре.
Личностные УУД 1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки. |
2 |
Актуализация |
Предлагает ученикам открыть оглавление в учебниках и поработать в парах.
Определите, что мы уже знаем по истории Древней Греции? – Объясните значения слов: полис, аристократия, демос.
После завершения работы учащихся показывает слайд с пояснением понятий.
– Каковы природные условия Греции? Вставьте пропущенные слова: «Поверхность Греции изрезана _____________ . Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства — ________. Плодородных земель было ________ . В Греции не было крупных _________ . Только область Аттика была благоприятной для развития _____________».
Предлагает послушать правильный вариант выполнения задания. Оценивает работы учеников. |
Работают в парах над оглавлением и выполняют задания: объясняют значения слов; характеризуют природные условия Греции – составляют описание.
Сверяют свои записи с тем, что написано на экране. Оценивают себя.
Вставляют пропущенные слова и записывают предложения в тетрадях. «Поверхность Греции изрезана горами. Именно поэтому в ней образовались самостоятельные города – государства – полисы. Плодородных земель было мало. В Греции не было крупных рек. Только область Аттика была благоприятной для развития земледелия».
Обмениваются тетрадями, оценивают друг друга и оценивают себя сами. |
|
3 |
Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач. |
Предлагает ученикам подумать над двумя высказываниями об Афинах и Спарте. Древнее изречение: «Афины и Спарта – это две ноги, на которых стоит Эллада»; «Афины и Спарта – два коня, запряженные в одну колесницу».
Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?
Записывает на доске: Афины и Спарта дружили.
Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились друг с другом.
Записывает на доске: Афины и Спарта часто ссорились.
Какой возникает вопрос?
Что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос? В подводящем диалоге учитель помогает ученикам построить план решения проблемы урока, сформулировать вопросы.
– При характеристике государств, цивилизаций или народностей что мы будем анализировать? – Одним словом, нам необходимо проанализировать эти два полиса по четырём сферам общества. Фиксирует на доске: Сравнить Афины и Спарту: Местоположение и природные условия; хозяйство; общественное деление; управление; культура. Как удобнее сравнивать что-либо? |
Делают вывод, что Афины и Спарта дружили.
Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта дружили.
Вывод записывают в тетрадь: Афины и Спарта ссорились.
Почему Афины и Спарта часто ссорились?
Выбирают пути решения проблемного вопроса. Совместно с учителем вырабатывают план действий. Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами. Проговаривают: нам надо сравнить
Удобнее заносить особенности каждого полиса в таблицу. |
|
4 |
Изучение нового материала. |
Организует учеников на работу с текстом параграфа и на заполнение сравнительной таблицы в рабочих листах. Ведет фронтальный диалог.
|
Работают с текстом параграфа и во фронтальном диалоге с учителем заполняют таблицу. 2 вариант – работа в группах, парами с текстом учебника, дополнительными материалами и поиск ответов на поставленные вопросы. |
|
5 |
Операционно-деятельностный этап. |
Контроль за работой с таблицей |
В таблицу записывают ключевые слова, характеризующие особенности четырех сфер жизни Афин и Спарты. Сравнивают свои записи с готовой таблицей на экране. |
|
6 |
Рефлексия. |
Предлагает ответить на вопросы листа самооценки. |
Отвечают на вопросы на карточках и передают учителю для анализа. |
|
7 |
Домашнее задание. |
Где бы вы хотели жить, в Афинах или в Спарте? Почему? Ответить письменно. |
|
Приложение.
Сравнительная таблица: Афины и Спарта.
Вопросы для сравнения |
Афины |
Спарта |
Местоположение и природные условия |
Область Аттика, мало плодородной земли |
Лакония, Юг Пелопоннеса, плодородные земли |
Занятия населения (хозяйство) |
Выращивание винограда и оливок, морская торговля, ремесла |
Военное дело |
Деление населения |
Аристократия, демос, приезжие (метеки), рабы. |
Спартанцы, илоты, приезжие. |
Управление |
Демократия |
Аристократия (олигархия) |
Культура |
Храмы, скульптура, школа |
Спартанское воспитание |
Управление в Спарте
Народное собрание – участвовали только мужчины, они выбирали:
— совет старейшин, он осуществлял фактическую власть;
— 2 предводителя (царя);
— 5 эфоров, наблюдавших за соблюдением законов.
Управление в Афинах
В VIII веке до н. э. демос (народ) – свободное население аттики в выборах не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией (знатью).
В 594 году до н. э. архонтом был избран Солон. Солон принял закон, по которому к управлению государством допускался демос. Народ мог избирать и быть избранным.