Предпросмотр файла:
ГОО « Кузбасский ЗЦППМС» структурное подразделение АСГО
Формирование речи у детей
с общим недоразвитием речи
коррекционно-развивающая программа
Анжеро–Судженск
2015
Формирование речи у детей с общим недоразвитием речи:
коррекционно-развивающая программа — Анжеро-Судженск.,2012г — 17с.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
________ ___________ ________
Автор-составитель: Гарина Наталья Сергеевна, учитель – логопед, первая квалификационная категория
Рецензент: Загляда Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии КРИПКиПРО.
В предлагаемой программе представлена система работы по преодолению общегого недоразвития речи у детей дошкольного возраста, развитию речи в период обучения грамоте в условиях дошкольного логопедического пункта. Программа рекомендуется для использования учителями-логопедами дошкольного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка…………………………………………….3
-
Тематический план…………………………………..…………………7
-
Содержание ………………………………………………………..12
-
Перечень ключевых слов………………………………………….16
-
Список литературы…………………………………………………17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Полноценная речь ребенка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.
Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым, развиваем у них познавательные способности, совершенствуем психические функции (М. М. Кольцова, Н. Х. Швачкин, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская).
Речь организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различие предметов. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Наличие снижения познавательной деятельности и интеллекта тормозит и искажает все стороны речи: звукопроизношение, лексика, грамматическое оформление устных и письменных высказываний, фонетический и фонематический анализ и синтез, нарушаются чтение и письмо, дефекты произношения. Неумение связно излагать свои мысли затрудняет процесс обучения умственно отсталого ребенка грамоте (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Р. Е. Левина).
В связи с актуальностью проблемы общего недоразвития речи была составлена программа на основе методических рекомендаций Филичевой Т.Б Чиркиной Т.Г.
Цель данной программы: коррекция общих нарушений речевого развития у дошкольников.
В процессе реализации цели будут решаться следующие задачи:
-формировать фонематическое восприятие;
-совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
-предупреждать дисграфию (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации).
-развивать просодическую сторону речи;
-развивать связную речь;
-совершенствовать навыки чтения и письма.
Упражнения по развитию связной речи проводятся систематически и последовательно на каждом занятии в устной форме, а по обогащению и расширению словарного запаса – последовательно по месяцам. По усмотрению логопеда можно изменять последовательность изучения тем в зависимости от условий местности и характера протекания сезонных изменений в природе.
Основной принцип коррекционно-развивающего обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, а не только над каким-то одним изолированным дефектом. Необходимо в процессе логопедической работы максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности
Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, необходимо использовать на занятиях упражнения для тонких движений рук, задания по оречевлению действий элементы логопедической ритмики.
Так как речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов, важным принципом в работе по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта, является связь с другими сторонами психического развития ребенка. Специфика познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала.
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны
Знать |
Уметь |
|
|
В связи с тем, что нарушения речи в зависимости от дефекта детей носят стойкий характер, логопедическая работа по развитию речи будет осуществляться в форме коррекционных занятий – занятия проходят в игровой форме и носят элементы занимательности.
Занятия по данной программе рассчитаны на 1 год обучения в условиях логопункта и будут проводиться 2 раза в неделю малыми группами. Предусмотрено 45 занятия и 8 контрольная диагностика. Всего 53ч
В ходе лого-коррекционной работы количество занятий может быть изменено в зависимости от успехов обучающихся (увеличено или сокращено).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1-4 |
Обследование устной речи Обследование графо-моторных навыков |
2ч 2ч |
5 |
Зачем людям речь. Знакомство с артикуляционным аппаратом |
1ч |
6 |
Понятие о слове как о речевой единице Предметы и их названия Усвоение понятия «слова» как части предложения |
1ч |
7 |
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: «Кто? Что?» Предметы одушевленные и неодушевленные |
1ч |
8 |
Единственное и множественное число предметов. Схема слова |
1ч |
9 |
Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?» |
1ч |
10 |
Связь названия признаков со словами, обозначающими предметы |
1ч |
11 |
Набор слов и предложение. Изменение слов в предложении |
1ч |
12 |
Составление схемы предложения, определение количества слов в предложении |
1ч |
13 |
Составление предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих: «О ком? или О чем?» говорится в предложении, и что говориться |
1ч |
14 |
Постановка точки в конце предложения и написание заглавной буквы в начале предложения Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения |
1ч |
15 |
Слова – названия и служебные слова (предлоги и союзы «и», «а»). Роль предлога и союза в предложении |
1ч |
16 |
Определение количества слов в предложении, где есть союзы и предлоги |
1ч |
17 |
Звуки речи как материал языка. Различение звуков в слове на слух |
1ч |
18 |
Правильная и отчетливая артикуляция звуков Способ выделения звуков в слове |
1ч |
19 |
Определение количества и последовательности звуков в слове с опорой на звуковую модель в различных по своему звуковому строению словах |
1ч |
20-21 |
Промежуточное обследование диагностика |
2ч |
22 |
Понятие слога. Деление слов на слоги и обозначение их на звуковой схеме слова |
1ч |
23 |
Порядок слогов в слове Определение их количества |
1ч |
19 |
Гласные и согласные звуки их различия |
1ч |
24 |
Составление схемы слов с выделением гласных и согласных звуков |
1ч |
25 |
Определение вида звуков на слух |
1ч |
26 |
Словообразующая роль гласного |
1ч |
27 |
Смыслоразличительная функция гласного |
1ч |
28 |
Ударение Способ определения ударного слога Смыслоразличительная функция ударения Умение интонационно выделять ударения |
1ч |
29 |
Ударная и безударная гласные Обозначение ударения на звуковой схеме слова |
1ч |
30 |
Согласные твердые и мягкие Определение твердости – мягкости звука на слух и обозначение на звуко-слоговой схеме |
1ч |
31 |
Согласные парные и непарные по мягкости – твердости Смыслоразличительная функция мягких и твердых согласных |
1ч |
32 |
Звонкие и глухие согласные Два способа определения звонкости – глухости согласных на слух |
1ч |
33 |
Парные и непарные по звонкости – глухости согласные |
1ч |
34 |
Смыслоразличительная функция согласных Обозначение звонкости – глухости на схеме слова |
1ч |
35 |
Полный звукобуквенный анализ слов с составление схемы |
1ч |
36 |
Предложение и текст Разграничение предложений в тексте (на слух) |
1ч |
37 |
Развитие временных представлений и пространственной ориентации
|
1ч |
38 |
Обобщение глагольного словаря |
1ч |
39 |
Знакомство с переносным значением слов |
1ч |
40 |
Расширение словарного запаса путем использования названий предметов и явлений окружающего мира, их признаков и действий (таблица «Лексико-грамматические циклы») |
1ч |
41 |
Обучение первоначальному пересказу Развитие речи. |
1ч |
42 |
Драматизация как способ пересказа |
1ч |
43 |
Предсказывание стихотворного текста |
1ч |
44 |
Обучение самостоятельному рассказыванию |
1ч |
45 |
Составление рассказов по серии сюжетных картин |
1ч |
46 |
Рассказывание по картинке |
1ч |
47 |
Обучение составлению рассказов – описаний предметов с элементами рассуждений |
1ч |
48 49-53
|
Обучение свободному рассказыванию Обследование устной речи и графо — моторных навыков.
|
1ч
|
|
итого |
53ч |
Содержание программы
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Зачем людям речь
|
Знакомство с артикуляционным аппаратом
|
Итого 1ч |
2. Слово – понятие. Слова, обозначающие предмет одушевлённой и неодушевлённой формы, имеющие число. Схема предложения |
Понятие о слове как о речевой единице. Предметы и их названия Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Предметы одушевленные и неодушевленные Единственное и множественное число предметов. Схема слова Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Связь названия признаков со словами, обозначающими предметы Изменение слов в предложении |
Итого 8ч |
3 Предложение Схемы, самостоятельное составление, выделение слов Т.п. Выделение конец предложения и написание заглавной буквы в начале. Выделение предлогов и союзов |
Составление схемы предложения, определение количества слов в предложении Составление предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих: о ком? или о чем? говорится в предложении, и что говориться Постановка точки в конце предложения и написание заглавной буквы в начале предложения Слова – названия и служебные слова (предлоги и союзы «и», «а»). Роль предлога и союза в предложении Определение количества слов в предложении, где есть союзы и предлоги |
Итого 5ч |
4 Звуки Различение звуков на слух. Уметь правильно выполнять артикуляцию звуков |
Звуки речи как материал языка. Способ выделения звуков в слове Определение количества и последовательности звуков в слове с опорой на звуковую модель в различных по своему звуковому строению словах |
Итого 3ч |
5. Диагностика с целью прослеживания динамики |
Промежуточное обследование |
Итого 2ч |
6.Слоги Деление слов на слоги и обозначение на схеме Определение их количества |
Понятие слога. Порядок слогов в слове
|
Итого 2ч |
Гласные и согласные звуки Составление схемы слов с выделением гласных и согласных звуков Определение вида звуков на слух Словообразующая роль гласного Смыслоразличительная функция гласного |
Итого 5ч |
|
7 Звуки гласные и согласные их отличия. |
||
8 Ударение способ определения ударного слога Ударные и безударные гласные |
Ударение. Способ определения ударного слога смыслоразличительная функция ударения Ударная и безударная гласные. Обозначение ударения на звуковой схеме слова |
Итого 2ч |
9. Обозначение твёрдости и мягкости, согласных на слух и определение по схеме Звукобуквенный анализ слова |
Согласные твердые и мягкие. Согласные парные и непарные по мягкости – твердости. Смыслоразличительная функция мягких и твердых согласных Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные по звонкости – глухости согласные Смыслоразличительная функция согласных. Обозначение звонкости – глухости на схеме слова
|
Итого 6 ч |
10.Предложение |
Предложение и текст Разграничение предложений в тексте (на слух) |
Итого 1ч |
11.Развитие невербальных качеств |
Развитие временных представлений и пространственной ориентации. |
Итого1ч |
12. Развитие словаря |
Обобщение глагольного словаря Знакомство с переносным значением слов Расширение словарного запаса путем использования названий предметов и явлений окружающего мира, их признаков и действий (таблица «Лексико-грамматические циклы»)
|
Итого 4ч |
13. Развитие речи через пересказ, рассказ, сюжетные картинки, рассуждение и свободное рассказывание |
Обучение первоначальному пересказу Драматизация как способ пересказа Предсказывание стихотворного текста Обучение самостоятельному рассказыванию Составление рассказов по серии сюжетных картин Рассказывание по картинке Обучение составлению рассказов – описаний предметов с элементами рассуждений Обучение свободному рассказыванию
|
Итого 11ч |
14-15 |
Обследование устной речи и граффо-моторных навыков. |
|
|
итого |
53ч |
ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Месяц |
Недели обучения |
Название темы |
Кол-во часов |
Сентябрь |
4-я |
«Грибы» |
1ч |
Октябрь |
1-я |
«Овощи» |
1ч |
Октябрь |
2-я |
«Фрукты» |
1ч |
Октябрь |
3-я |
«Ягоды. Домашние заготовки» |
1ч |
Октябрь |
4-я |
«Осень. Деревья» |
1ч |
Ноябрь |
1-я |
«Дикие животные» |
1ч |
Ноябрь |
2-я |
«Дикие животные готовятся к зиме» |
1ч |
Ноябрь |
3-я |
«Перелетные птицы» |
1ч |
Ноябрь |
4-я |
«Зимующие птицы» |
1ч |
Декабрь |
1-я |
«Домашние животные» |
1ч |
Декабрь |
2-я |
«Домашние животные и птицы и их детеныши» |
1ч |
Декабрь |
3-я |
«Зима. Зимняя одежда» |
1ч |
Декабрь |
4-я |
«Зимние забавы. Новый год» |
1ч |
Январь |
2-я |
«Человек. Части тела» |
1ч |
Январь |
3,4-я |
«Транспорт. Правила дорожного движения» |
1ч |
Февраль |
1-я |
«Материалы и инструменты» |
1ч |
Февраль |
2-я |
«Профессии. Строительство» |
1ч |
Февраль |
3-я |
«Защитники Отечества» |
1ч |
Февраль |
4-я |
«Времена года. Календарь. Весна» |
1ч |
Март |
1-я |
«Мамин день. Семья» |
1ч |
Март |
2-я |
«Ранние признаки весны. Первые цветы» |
1ч |
Март |
3-я |
«Электроприборы. Ателье» |
1ч |
Март |
4-я |
«Весна в природе» |
1ч |
Апрель |
1-я |
«Труд людей весной» |
1ч |
Апрель |
2-я |
«Космос» |
1ч |
Апрель |
3-я |
«Возвращение птиц. Насекомые» |
1ч |
Апрель |
4-я |
«Посуда. Продукты питания» |
1ч |
Май |
2-я |
«Животные жарких стран» |
1 ч |
итого |
|
|
28ч |
Перечень ключевых слов
Речь
Артикуляционный аппарат
Слово
Схема слов
Предложение
Предмет
Число: единственное, множественное
Заглавная буква
Точка
Звук
Гласный звук, согласный звук
Ударение
Ударная и безударная гласные
Согласные: звонкие, глухие, твердые, мягкие, парные, непарные
Текст
Пересказ
Драматизация
Рассказывание
Рассуждение
Список литературы
-
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. — М.: Владос, 2001.- 336 с.
-
Ефименкова, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1991.
-
Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. — Екатеринбург: АРД ЛТД , 1998.- 320 с.
-
Логопедия: Учебник для студентов пед. ВУЗов. Под ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н. – М.: Владос, 1998.- 680 с.
-
Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. – Вестник образования. – 2001. – № 2. – 62-70 с.
-
Поваляева, М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
-
Практикум по детской логопедии. Под ред. Селиверстова В.И. – М: Владос, 1995. – 272 с.
-
Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). — М.: Просвещение, 2001.
-
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
-
Ястребова, А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Книго-Центр, 1996. – 47 с.
-
Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2000.
-
Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: Аркти, 1997.