Философия как школа мысли.

Предпросмотр файла:

Тема урока: «Философия как школы мысли»

Цель урока: дать общее понятие кто такой философ? Перечислить первых философов и их учения; рассмотреть специфику философских вопросов и ответов.

Тип урока: комбинированный

Форма работы учебной деятельности: работа с раздаточным материалом.

Форма проведения: традиционная

Метод урока: репродуктивный.

ТСО: панельная доска-презентация.

Оборудование: учебник для 11 класса «Человек. Общество. Право».

Межпредметная связь: история, культурология.

Технология: критическое мышление

План урока:

  1. Кого мы называем философами?

  2. Первые философы и их учения

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Настрой на урок.

  2. Постановка целей и задач урока. Опеределение темыурока.

  3. Объяснение новой темы урока (у доски и на местах).

  4. Закрепление темы урока. Домашнее задание. СТР.12-23

* Философ – это учитель (мудрец), который дает и открывает своим ученикам знания (веда). Форма передачи навыка в Древней Индии получила название Упанишады (ира- рядом, сад- сидеть с мучителем). Мудрец учил отделять главное от второстепенного, находить сущность, находить связь между различными ситуациями.

Учение Пифагора гласит, для того чтобы развить интеллект и теоретическое мышление обучаемых, учитель пользовался иносказательным языком, язык загадок. На первом этапе ученики- молча слушают учителя, на втором-происходила операция логического расчленения и теоретического умозаключения.

Долг каждого философа – живо интересоваться событиями современности, разбираться в многомерности ситуаций, мыслью, прояснять советом.

Настоящий философ- широко образованный человек. Умеет видеть суть вещей, понимает причины и следствия явлений, общие закономерности развития природных и социальных процессов. Он любит знания и стремится к ним не ради выгоды, а ради истины и совершенствования.

*Первые философы на Востоке (Индии и Китае) были люди находящие на периферии социальной структуры. Развитие философии на Востоке начинается в 7 веке до н.э. Основа ее культурная традиция.

Школа Древней Индии делится на:

Настика

(Неортодоксальное)

Не признавали авторитет Вед, выступали с критикой брахманизма, т.е. древнейшей формы религии в Индии.

Астика

(Ортодоксальное)

Признавали авторитет Вед, существование Бога, бессмертие и реинкарнация души, высшие меры.

Санкхья Чарвака

Ийога Джайнизм

Веданта Буддизм

Ньяя Чарвака

Вайшешика

Миманса

Основные идеи древнеиндийской философии были:

  • Идея абсолютного, или первоначала;

  • Идея Бога или Богов;

  • Идея непрерывности (круговорота) жизни

  • Идея бессмертия и индивидуальной души

  • Идея кармы

  • Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных.

  • Идея праведного пути (йога).

Индийская философия отличается разнообразием:

  • Школы Индии были религиозно-идеалистическими.

  • Преобладание духовной проблематики

  • Практическая философия, организует и рукокодит повседневной жизнью человека.

  • Понимание высшей и духовной цели жизни человека и достижение освобождения.

  • Объяснение страданий живых существ

  • Приверженность традиции.

Школы Индии: Буддизм- Ситхартха Гаутама (Будда-просветленный). Высказал 4 истины:

  1. Есть страдание

  2. Есть причина страдания

  3. Страдание может прекратиться

  4. Есть путь прекращения страдания.

Будда выдвинул ряд положений, которые носят философский характер:

  • Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе;

  • Все изменяется, нет ничего постоянного;

  • Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога;

  • Одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.

Школы Индии- Йога. Основатель- мудрец Патанджали. Школа выделяет 8 ступеней практического совершенствования:

  1. Обуздание

  2. Культура этики

  3. Положения

  4. Контроль над дыханием

  5. Контроль над чувствами.

  6. Внимание

  7. Созерцание

  8. Сосредоточенность

В школе йоги считается, что высший предмет для сознания и размышления- Бог.

В древнем Китае мифология развита слабо. В китайской религиозной литературе поднималось множество проблем, которые позже получат свое философское решение и обоснование.

В 6-5 вв. до н.э. происходит активное формирование школ китайской философии. Число основных школ:

  • Натурфилософская школа (Инь-Янь)

  • Даосизм (Лао-цзы)

  • Конфуцианство (Кун Фу цзы)

  • Моизм (Мо-цзы)

  • Школа имен (Гунсунь Лун)

  • Школа закона (легизм).

*Немецкий философ Имманул Кант (1724-1804) назвал философию естественной склонностью души. Каждый мыслящий сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными» вопросами: зачем я живу? что мне делать? На что я могу надеяться? Есть ли судьба? что будет с моим «я»? — это и есть ряд вопросов философии!

Философские вопросы- это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Это вопросы не об объектах, а об отношении человека к ним.

Ученый ищет ответы на вопросы: что? Как? почему? Философ- главным образом на другие вопросы: зачем? Во имя чего? Во имя каких высших ценностей и идеалов?

Философы в меру своих сил и способностей- решают эти вечные вопросы, смысложизненные вопросы.

Рефлексия:

  1. Ради чего философ постоянно стремится к знанию?

  2. Какие вопросы волновали умы первых философов?

  3. С какими древними философскими учениями вы знакомы?

  4. Постарайтесь ответить на вопрос: «Кто такой подлинный философ»?

Творческое задание: изобразить эволюцию символа Инья-нь?

Понравился материал? Поделиться:
Классный учитель