Предпросмотр файла:
МБОУ Кызыл-Дагская СОШ имени Хертек Анчимаа-Тока муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
ДОКЛАД
Роль творчества (на примере росписи по дереву)
Саая Когела Мижитеевича
в духовном воспитании детей.
Выполнила ученица 8 класса
Салчак Айслу Александровна
Руководитель-Кужугет Ольга
Болат-ооловна
Кызыл-Даг-2015
ВВЕДЕНИЕ
Народные художественные промыслы Тувы- неотъемленная часть культуры тувинского народа. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культуры всей нации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художественных промыслов. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Тувы любимы и широко известны не только в Туве, но и за ее пределами. Их знают и высоко ценят в России, они стали символами тувинской культуры, вкладом Тувы во всероссийское культурное наследие.
В век технического прогресса изделия народных мастеров, выполненные в основном вручную, в большинстве своём их природных материалов, приобрели особое значение.
Поэтому я поставила при написании данной работы перед собой такую цель:
Изучить художественный промысел- росписи по дереву- на территории сумона Кызыл-Даг на примере творчества известного мастера, лауреата государственной премии РФ имени Е.Репина, народного художника Тувы, члена Союза художников России, ламы Коп-Соокского хурээ, моего дедушки Саая Когела Мижитеевича.
Объект работы.
Роль творчества (на примере росписи по дереву) Саая Когела Мижитеевича в духовном воспитании детей.
Практическая значимость работы.
Работу можно продолжить для изучения творчества мастера Саая Когела Мижитеевича студентами, учителями, учёными.
1.Саая Когел Мижитеевич- народный мастер росписи по дереву.
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо узнать, что такое народное искусство.
Народным называют искусство широких масс. Главной чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера всегда обучали молодежь народному искусству. Поэтому их поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений, которые являются соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Одним из старых мастеров сегодняшней Тувы, который передаёт свой богатый опыт молодёжи, является известный мастер, лауреат государственной премии РФ имени Е.Репина, народный художник Тувы, члена Союза художников России, герой Почетной книги «Люди 20 века», ветеран труда, мой дедушка Саая Когел Мижитеевич. Он остался верным своей Бай-Тайге, всю свою долгую жизнь живёт и работает в своём родном селе Кызыл-Даг.
Бай-Тайга в переводе с тувинского языка означает «Богатая тайга». Говорят, что в древние времена здесь паслись бесчисленные стада. И до их пор на склонах гор сохранились тропы, вытоптанные некогда овцами. Но главное богатство Бай-Тайги- ее трудолюбивый народ. Талантливых людей в Бай-Тайге много, но не только в Туве, но и по всей стране мало таких сел, как Кызыл-Даг, ставших колыбелью многим камнерезам- членам Союза художников России. В их числе четыре лауреата Государственной премии имени И Е Репина, один заслуженный художник России, три заслуженных художника Тувы, один заслуженный работник культуры Тувы.
О своем родном крае Когел Мижитеевич рассказывает так: « Когда-то в местечке Коп-Соок («Много костей») высился буддийский храм, в котором служили триста монахов. До сих пор сохранилась легенда, которая говорит, что некогда на местных мирных жителей напали завоеватели с намерением угнать скот. Но с небес грянул каменный град, и все чужеземцы погибли. Поэтому это место называется Коп-Соок (« ковей соок»- «много костей»).
Возможно, это небыль, но может быть и быль о метеорите. Но в этих краях и сейчас можно отыскать в земле кости, которые применяются в народной медицине.
Сохранились здесь и огромные камни, заложенные в фундамент хурээ, буддийского храма, который был сожжен ревсомольцами в 1929 году».
В 1991 году в центре села Кызыл-Даг вновь было построено новое хурээ. Об истории возникновения нового буддийского храма так говорит мастер-камнерез Кочаа Сергей Хомушкуевич: «Взялись мы строить школьные мастерские. Решили возвести здание в восточном стиле. Выбили денег на строительство двухквартирного дома. Но денег оказалось катастрофически мало. Тогда, чтобы привлечь народ к строительству, мы решили, что на втором этаже будет хурээ, а первый отдадим камнерезам и их воспитанникам.»
Доржу Салчак, сын местного ламы, рассказал землякам о тайнике в пещере и завещании своего отца. В новое хурээ перекочевали щоны, тридцать две книги, медные чаши, бубен, прекрасно сохранившиеся сутры, стрела, символизирующая нож Бурбу, лампадка и даже масло к ней.
Помещение храма украсили местные художники. Скульптуру буддийского божества прекрасно сделал член Союза художников Хеймер-оол Донгак. Заслуженный художник России Дондук Дойбухаа вырезал из агальматолита Саган- Тарийга- Белого Тару. Всю роспись по дереву осуществил лауреат Репинской премии, «Человек века», Когел Мижитеевич Саая.
Сегодня в буддийском храме работают кешпи-ламой Когел Мижитеевич, который с детства научился тибетской грамоте и буддийской философии и его ученик Оптуг-оол Геннадий Иргитович. В храм люди идут, чтобы поклониться буддийскому божеству, успокоить свои растревоженные чем-то души. Здесь, в хурээ, отмечают появление на свет нового кызыл-дагца, здесь желают счастливой жизни молодоженам, провожают в мир иной усопших.
Вот и соседствуют в одном здании школа искусств и буддийский храм.
Когел Мижитеевич талантлив разносторонне. О нем односельчане говорят «Живая легенда».Он и кузнец, и камнерез, и художник, и мастер росписи по дереву, и буддийский работник, и учитель, и строитель и т.д.
Саая Когел Мижитеевич родился 10 июля 1931 года в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна в многодетной аратской семье. В его родословной четыре поколения подряд были потомственными кузнецами. Мастер вспоминает, что у них был очень талантливый прапрадедушка, звали его Тырык-Кара. Мижитеевича по всему кожууну был прославлен народным мастером. Он изготавливал декоративные изделия из золота, серебра, дерева и кожи. У прапрадедушки Тырык-Кара был сын Дарган-Хелин, который был ламой Коп-Соокского хурээ и он умел красиво вырезать из дерева и делать статуи разных бурханов. А папа Когела Мижитеевича был сыном Дарган-Хелина. У них в семье было восемь детей, вырос и воспитывался он среди народных мастеров и научился резьбе по дереву, кузнецкому мастерству и росписи по дереву.
На вопрос «Как Когел Мижитеевич стал мастером на все руки?» отвечает он коротко: « Я, сын Мижитея, научился всему творчеству, что я умею, от своего дедушки Дарган-Хелина».
Родители Саая Когела Мижитеевича жили на территории Коп-Соока, Хонделена, Оорга-Кыры и на территории тайги Ажыг-Кара-Суг, что находится в Бай-Тайге. В близлежащих стоянках жили аймаки очень талантливых кузнецов, мастеров. Это семьи Кужугета Дуктуг-оола, Кандана Хертека, Мижит-Доржу Хертека, Тойбухаа Хертека.
Маленький Когел всегда находился в кругу мастеров, любил наблюдать как из их рук выходит прекрасные изделия для быта, для украшения. Особенно ему нравилась резьба по камню-чонар-даш. Постепенно он даже сам не заметил, как оказался в мире творчества и красоты.
Когел Мижитеевич с малых лет был очень разносторонним в творческих интересах. Он не смог получить никакого профессионального образования, его школой является «школа народных мастеров», учился в начальных классах, много лет работал шофёром. Но этот простой человек настолько был одарён редким педагогическим даром и тактом, умеющим привлечь к искусству молодежь, что все жители к нему обращаются добрым и уважительным словом «Башкы» («Учитель»).
Кроме камнерезного искусства Когел Мижитеевич- большой мастер росписи по дереву. В последние годы в связи с ростом национального самосознания в творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к истокам художественных традиций, желание восстановить утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Когел Мижитеевич большое внимание уделяет ещё изготовлению предметов культового назначения.
Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов тувинцев. Ее корни уходят в далёкие времена. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в юрту. Сейчас интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Например, в нашей школе Когел Мижитеевич с 2005 года преподают урок технологии по авторской своей программе. Он обучает нас к росписи по дереву. Когел Мижитеевич говорит: «Древние люди верили в духов земли, воздуха, воды и неба. Эта языческая вера и стала причиной появления росписи. Именно на человеческих суевериях и базировались первые узоры росписи. Каждый символ, использовавшийся в росписи, имел свое значение. Искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встречались бы расписные изделия». Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое. Вначале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, отнесенная к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Этим своеобразным школам присущи общие черты в построении композиции, цветовом решении, орнаментальной трактовке. Другое направление в росписи по дереву — кистевое. Широко известны оригинальные росписи в Туве с давних времён. Для тувинской росписи характерна оригинальная техника. Для ее колорита типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. У жителей сумона Кызыл-Даг, по словам Когела Мижитеевича, очень часто используются при украшении аптара, шахмат, сосудов растительные орнаменты дагыр-хээ и кожа-хээ. Кожаа хээ и его разновидности. У кожа-хээ имеются несколько разновидностей: чартык кожа-хээ ( на половину), будун (полное ),челээш (как радуга), дыйлагар (волнистое), долгай ( ). В каждом виде кожа-хээ большую роль играет цветовое сочетание. Например, в челээш-хээ (как радуга) должно быть сочетание бордового, красного, желтого, зеленого цветов. Между этими цветами ещё должны быть светлые, теплые цвета, которые соединяют вышеперечисленные цвета. Рядом с бордовым цветом, должен быть светло-бордовый, с красным- оранжевый, с желтым- светло-желтый, потом три разные зеленые цвета по мере усиления. Такая цветовая гамма дает нам от этого орнамента ощущения радуги. Поэтому этот орнамент называется челээш-хээ. Когел Мижитеевич очень хорошо знает пользу растительного мира и в искусстве, и в народной медицине. Он, наверно, один из редких мастеров современности, знает тайну изготовления красок для росписи по дереву из растений. Когел Мижитеевич с большой охотой нам рассказал, как раньше тувинцы приготавливали краски разных оттенков для росписи по дереву. Для этого нужны были хая карты,кора лиственницы, разные цветы, камни. Путём долгого замачивания поучались разные цвета. Потом добавляли селитру и берёзовый гриб, для того, чтобы краски были стойкими. С давних времен традиционными для тувинского орнамента бывают белый, черный, красный, зеленый, синий и желтый цвета. У Когела Мижитеевича, как мастера росписи по дереву, имеются очень много работ. Я хочу перечислить несколько из них: 1.Внутреннее оформление росписью нового буддийского храма в селе Кызыл-Даг; 2.Оформление в национальном колорите кабинета тувинского языка и литературы Кызыл-Дагской средней школы; 3. Оформление вестибюля дома культуры нашего села; 4.Оформление МАНИ-Хурту в местечке Тейлер, в старом месте Коп-Соокского Хурээ; 5.Оформление детского катка в виде Дракона; 6. Внутреннее оформление национального жилища –юрты; 7.Новое Коп-Соокское хурээ. Многого красивого делают и его ученики, молодые мастера по росписи по дереву, Артаа Адыгжы, Бичелдей Кара-оол, Бышкак Сарыг-оол, Тас-оол Раиса Копеековна,Тас-оол Надежда, Саая Рада, Саая Чечен-оол, Саая Чечен-кыс. В нашей школе есть много талантливых учеников Когела Мижитеевича, из которых он надеется увидеть будущих мастеров по древнему искусству предков- росписи по дереву.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер Саая Когел Мижитеевич создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть им. И все же хочется в заключение выразить мнение простых людей, жителей нашего села. Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, стеклянные бокалы, то есть готовые приборы, мебель из магазина. И тем не менее аптара с росписью, серебряные изделия наших мастеров, фигуры из агальматолита могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Человеком с большой буквы, который передает творчество, национальную культуру, тайну и загадку красоты искусства тувинского народа, является Саая Когел Мижитеевич, мастер на все руки. И накануне его дня рождения ( 10 июля ему исполнится 84 года) мы пожелаем ему здоровья и долголетия. И очень важно, чтобы в скором времени вышла книга о творчестве ВЕЛИКОГО МАСТЕРА.
Информаторы: Саая Көгел Мижитеевич, 1931 года рождения,с. Кызыл-Даг. Артаа Чечек Хертековна, 1946 года рождения, с. Кызыл-Даг. Күжүгет Ольга Болат-ооловна, 1967 года рождения,с. Кызыл-Даг.
Литература 1.Каталог произведений художников автономных республик России.-М,1971. 2.Кривдик В.Стал камнерез фермером.\ «Жизнь национальностей»,№1,1995. 3.Салчак В.Ш.Подготовка камнерезов.\ «Башкы»,№4,2005. 4.Тыва улусчу ус-тывыш уран чуулунун технологияларынга белеткээринин ооредилге-методиктиг комплекизи.7-9 класстар. Программалар.Методиктиг сумелер.Словарьлар.К.,2010. 5. Тувинско-русский словарьМ., 1968г. 6. Червонная С.М. Художники Республики Тыва.-С.-Пб., 1995
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.Саая Когел Мижитеевич- народный мастер росписи по дереву.
Заключение.
Литература.
Информаторы.
Приложения.