Предпросмотр файла:
Урок по окружающему миру во 2 классе .
Тема: «Дикие и домашние животные».
Разработал учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Рахмановка филиал в с.Максютово»
Биктимирова Римма Галеевна.
Тип урока: урок- исследование.
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Находить связи в природе, между природой и человеком.
Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
Соотносить груп попы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
Выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
Выполнять действия по образцу.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
Осознание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Учиться выражать свое мнение.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Мультимедиа.
3.Набор карточек « Дикие и домашние животные».
4.Индивидуальные карточки с животными.
Формы и методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод
3.Проблемно – поисковый метод.
4..Применение ИКТ (презентация)
Этап урока Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
1. Организационный момент. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока. |
Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех!
|
Приготовление к уроку. Приветствие учителя. |
||||||||||
2. Актуализация знаний Цель: Актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме
|
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
-Вспомните, на какие группы делятся животные?
-Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
|
Расшифровывают анаграмму. Вспоминают группы животных, составляют кластер. Животные
звери птицы рыбы насекомые земноводные |
||||||||||
3. Изучение нового материала Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. |
Проблемный вопрос: Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, на какие еще группы можно разделить всех животных. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка. Предлагает отгадать загадки. Демонстрирует презентацию с загадками о домашних животных. • Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.) • Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.) • У кого рога длиннее хвоста? (Укозы.) • Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)
— Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.) Учитель предлагает детям объяснить название домашние животные, используя этимологию.
Каких домашних животных разводят в нашем крае? Для чего человек выращивает домашних животных? На доске появляется таблица.
Как человек заботится о животных?
Проблемный вопрос: А как появились домашние животные? Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
— А какие еще есть животные? — Загадки о диких животных. По мере отгадывания появляются картинки (волк, медведь, бобры, белка, лягушка, лиса).
Как назовём этих животных? (карточка со словом “дикие” появляется над группой картинок) Кто заботится об этих животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
|
Дети выясняют, что им необходимо, чтобы разделить всех животных на две группы. (Называют группу диких и группу домашних животных).
О животных Дикие и домашние животные. Ответы детей.
Отгадывают загадки, по характерным признакам выделяют группу домашних животных.
Объясняют, что значит домашние животные с помощью этимологии слова. (Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят — свинофермы, для коней – конефермы и т.д.. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.) Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве. Ответы детей. Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73. (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)
(Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.) Работа в группах. Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают в группах интересные дополнительные сведения.
Чтение «Странички для любознательных» с.74-75 Прием – «инсерт»
Дикие животные. Отгадывают загадки.
— Дикие животные.
Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве. |
||||||||||
Динамическая пауза (этап физической разрядки) Цель: Смена вида деятельности |
Создает условия для снятия переутомления у детей. Активная физминутка с животными (презентация). — Группа каких животных участвовала в физминутке? |
Повторяют движения за героями из презентации. Группа домашних животных. |
||||||||||
4. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала Цель: Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради.
|
Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с. 72 и определить животных, которые там изображены.
— Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних. После выполнения работы, предлагает проверить себя с помощью «светофорчиков» желтого и зеленого цвета. — Что вы можете рассказать об этих животных? (Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.)
Выполнение заданий в рабочей тетради. (Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних. Проверка в парах.) №2 (с. 50). (Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)
|
Ответы детей. Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных.
Определенный сигнал светофора соотносят с названием животного.
Работа в парах. Каждый вариант выполняет свое задание, взаимопроверка по образцу (на доске). |
||||||||||
5.Закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель: — Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; — стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
|
Проводит тест. («Окружающий мир. Тесты. 2 класс », с. 27-28)
Проверь себя: Б, Б, Г, В.
|
Путем размышлений отвечают на вопросы теста. (Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.) Самопроверка по образцу на доске.
|
||||||||||
6. Подведение итогов занятия. Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. |
Предлагает сделать выводы.
-Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных. Чем же домашние животные отличаются от диких? — На какие 2 группы можно ещё разделить всех животных? -Чем домашние животные отличаются от диких? -Приведите примеры диких и домашних животных. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир — прекрасен!" Как люди могут помочь диким животным? Игра «Верно. Неверно.»
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним! Ловить и уничтожать насекомых. Вырубать деревья. Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных. Зимой делай кормушки для птиц и животных!
-Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом.
-«Мы в ответе за тех, кого приручили», — Антуан де Сент-Экзюпери. Человек — часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами. |
Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке). Ответы детей. (по желанию можно использовать прием «Синквейн» для подведения итога)
Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.
|
||||||||||
7. Этап информации обучающихся о домашнем задании.
|
Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на с.72-75. И в тетради выполните задание на странице с.51. Задание № 3,4. Задание по выбору: Найти другие легенды о животных; Сочинить сказку о диких или домашних животных. |
Дети записывают домашнее задание. |
||||||||||
8. Рефлексия деятельности. Цель: Научить обучающихся: — оценивать результат своей деятельности; — оценивать результат учебной деятельности; сформировать личную ответственность за результаты деятельности. |
— Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево. Организация рефлексии: Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял. Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял. Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного. |
Вслух читают вопросы из учебника. Фронтальный опрос. Раскрашивают домики в цвет, соответствующий настроению, в окошечке ставят оценки, которую считают заслуживают за урок. |