Предпросмотр файла:
Тема урока: «Осень».
Цель урока: приобщение к музыке.
Задачи урока:
-
закрепить пройденный материал;
-
закрепить навыки правильного пения;
-
учить различать музыкальные произведения по характеру;
-
уточнить круг представлений об осени.
Ход урока.
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте и скажите о каком времени года в нем пойдет речь?
— Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи. (Алексей Плещеев «Осенняя песенка»).
— О каком времени года шла речь? (об осени).
— Молодцы, об осени. И тема урока называется «Осень». Давайте вместе повторим тему урока.
(оформление на доске темы урока)
— На сегодняшнем уроке мы не только поговорим об осени, но и повторим пройденный материал, а также будем учиться различать музыкальные произведения по характеру.
— Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
(оформление на доске названий осенних месяцев)
— Назовите признаки осени (перечисляют признаки осени).
— Какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя).
(оформление на доске картин ранней, золотой и поздней осени).
— Посмотрите внимательно на доску, осень бывает разная по настроению. Она может быть солнечная, яркая, золотая, а может быть пасмурная, дождливая и хмурая.
— Послушайте музыкальное произведение П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и скажите, какой у нее характер и к какой картине подходит это музыкальное произведение по настроению.
(Слушание музыки)
— Какой характер? К какой картине подходит по настроению? (печальная, нежная, протяжная, певучая, грустная. По настроению подходит к поздней осени, к пасмурной, дождливой, а может быть и к золотой, потому что мелодия красивая, нежная, протяжная.)
— Правильно, молодцы. У музыкальных произведений, как и у людей, погоды, тоже бывает разный характер. Давайте все встанем и сделаем физкультминутку, под названием «Осень». Поможет сегодня провести физминутку Миша.
— Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап-кап-кап
Где сучёк давно засох,
Вырос мох-мох-мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его друзья?
Это я, это я!
— Замечательно, теперь внимание – музыкальная загадка, послушайте вступление песни и скажите, как она называется? (звучит вступление песни Ю.Михайленко «У Калинушки»).
— Правильно, но прежде чем начать петь, что мы должны сделать? (подготовить голосовой аппарат к пению).
— Сделаем упражнение для артикуляционного аппарата:
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин — Язычок.
Он удобно в доме лег.
(Широко открывать рот)
В этом доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью).
Потолок вверху, внутри,
Это небо. Посмотри.
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Постучать языком по небу).
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку).
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
— Молодцы, подготовили голосовой аппарат к пению. А теперь распоемся на звук «у» — дует ветер, покачаемся на веточке (в пределах б2 и на одном звуке), на звук «а» — падает листочек с дерева (поступенное движение от квинты к тонике).
— Вспомните, какой характер песни «У Калинушки»? (протяжный, нежный, ласковый, печальный)
— Давайте повторим текст песни, а потом споем ее ласково, нежно, немного печально.
(Исполнение песни)
— Теперь мы будем ее не только петь, но и украсим песню танцем — хороводом.
(Исполнение песни)
— Ребята, скажите, какого цвета бывают осенние листья? (красные, желтые, зеленые, коричневые).
— Молодцы, так давайте исполним упражнение «Разноцветная осень». Послушайте музыку и скажите какие движения подойдут к данной музыке? (плавные).
(Дети с педагогом исполняют под плавную музыку упражнения с надувными шарами).
— Чтобы осенью нам не было так грустно, давайте вспомним замечательную песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» композитора Б.Савельева. Какой у нее характер? (добрый, веселый, игривый).
(Исполнение песни)
— Замечательно, напомните мне, как называется тема сегодняшнего урока? (Осень).
— Что мы делали на уроке? (повторяли песни и определяли характер музыкальных произведений).
— Я очень довольна вашей работой на сегодняшнем уроке.
— Вот мы и закончили работу над темой «Осень», и сейчас давайте исполним танец-упражнение «Осенние веточки». Какие движения в этом танце? (плавные и нежные).
(Под медленную инструментальную музыку дети с педагогом исполняют танец).
— Молодцы, спасибо за прекрасную работу на уроке. Я надеюсь, что вы, как и я получили удовольствие от сегодняшнего урока. До свидания.