Предпросмотр файла:
6 класс «История средних веков. Византия», «История средневековой Руси».
Тема: Православная архитектура. Собор Святая София в Константинополе
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с произведением православной архитектуры, с культурой Византии, которая повлияла на культуру Руси через крещение и православие.
Задачи:
Личностная – приобщение к культуре народов страны, воспитание чувства уважения и восхищения к культуре народов в диалоге культур;
Метапредметная – формирование и развитие умения понимать произведения искусства как знак, читать этот знак;
Предметная – изучение особенностей крестово-купольного типа храма, мозаики как вида искусства; изучение культуры государства, которое повлияло на становление культуры, религии и государственности Русского государства.
Оборудование:
Основы православной культуры: учебное пособие для 4 класса. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск. 2015. 70 с.
Основы православной культуры: рабочая тетрадь для 4 класса. [Текст] /Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск. 2016. 160 с.
Основы православной культуры: Рабочая тетрадь. 4 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Авт.-сост. Н.Б. Бурыкина, Н.И. Казакова, И.Р. Скоробач. Южно-Сахалинск: Издательство ГБОУ ДПО ИРОСО, 2013. 78 с.
Презентация
Ход урока.
I этап. Введение в историю собора Святой Софии.
Слайд 2.
Место, где сейчас стоит собор Св. София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
Император Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. н пригласил двух лучших архитекторов Анфимию Тралльского и Исидора Милетского.
На строительство ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны. В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей.
Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции. Отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве:
Слайд 3.
В Соборе Св. София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского.
Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
Холодное окно –
ещё одна загадка собора, из которого дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.
II этап. Путешествие по собору
1. Притворы.
Вопросы:
1. Какую роль играет притвор в храме?
Мы входим в собор. Это первый притвор, пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. Порфировый алтарь. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения младенцев, ее обвивает змея (очень похоже на символ медицины). В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы — жены императора Иоанна II Комнина. Рядом с саркофагом тексты на камне — Гипсовые плиты на стене сзади — отпечатки с религиозного эдикта Мануила Комнина, выпущенного в 1166 году. В этом году в Константинополе состоялся собор‚ на котором было принято мнение императора Мануила. Напротив саркофага — колокол.
2. Что такое мозаика?
3. Что означает слово «Пантократор»?
4. Что такое «Ноев ковчег»?
Слайд 4.
Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой, на стенах – мрамор с зеркальным узором. Над императорскими воротами в западной части собора находится мозаика Христос Панкратор (конец 10-го века). На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Пред Ним преклонился император Лев VI. Он стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать. Императорские ворота, по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе.
2. Центральный неф
Слайд 5.
Задание:
На уроках по основам православной культуры мы изучали типы православных храмов. Определите тип зодчества в Святой Софии.
Входим через ворота в самый центр собора. В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 32 метров. Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом, использовали специально изготовленные для этого легкие глиняные сосуды с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
Купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок. От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера —полукуполы, куда передаётся нагрузка, и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства. В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, прорезанных в барабане купола. Они заливали украшенную мозаиками внутренность храма. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.
Слайд 6.
По четырём сторонам, на парусах свода — шестикрылые серафимы с лицами. «Паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость). В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов. Серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены. Только у них закрасили лица. Два серафима — подлинные, IX века, два другие — возобновлены во время реставрации 1847 года.
Задание:
На уроках по основам православной культуры мы изучали иконографию Богоматери. Определите тип изображения Богоматери.
Слайд 7.
Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. (867 г.). Находится на полусводе в восточной части храма. Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма.
Вопросы:
1. Кто первым на Руси принял крещение?
2. Кто крестил Русь?
Слайды 8-9.
Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Св. София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
3. Почему князь Владимир выбрал для Руси христианскую религию византийского толка?
В «земле греческой» русские послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах». Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». Вероятно, это мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе с крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.
Слайд 10.
По подобию Святой Софии на Руси после ее крещения три крупных каменных собора София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая выросли менее чем за тридцать лет с 1037-го по 1066-й год.
Огороженная площадка называется омфалион и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном круге раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Обязательным элементом церемонии было поднятие императора на щит, что означало «богоявление» нового императора, явление его не только народу, армии и всему миру, делая его главнокомандующим и правителем.
Колонны. 107 колонн. По приказу Юстиниана для обустройства Софии колонны вывозились из античных сооружений:
8 колонн из Аврелиановского Храма Солнца в Риме — знаменитые порфировые колонны ;
из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан);
из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора;
колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия;
На капителях колонн с бухарской резьбой, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
Слева и справа от императорских ворот на первом ярусе у боковых нефов находятся две мраморные вазы, привезённые из Пергама, высеченные из цельного куска мрамора. Они были привезены в Собор в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды — около 1250 литров в каждой.
В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота.
мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии.
мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин), такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
мрамор с островов Проконнес и Эвбея, из города Иераполь (Малая Азия), из Северной Африки.
Фригийский мрамор – розовый с белыми прожилками,
египетский – пурпурный,
лаконский – зеленый,
карийский – кроваво-красный и белый,
лидийский – бледно-зеленый,
ливийский – голубой,
кельтский – черный с белым.
Алтарь, в котором находилась Плащаница Христа, в которой он был погребен, увезенная после разграбления крестоносцами в Турин. Именно здесь 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх в ответ предал анафеме Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началось разделение христианской Церкви на католическую и православную.
3. Путешествие на второй этаж собора.
В левой части второго притвора расположена лестница на второй этаж. Она не имеет ступеней (рампа или пандус). Вспоминается описание александрийского маяка, в котором был спиральный пандус, по которому лошади и мулы тянули вверх повозки со смолой и маслом для поддержания большого костра на вершине маяка. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине на второй этаж в императорское ложе, которое находится над императорскими воротами. Портал устроен таким широким, чтобы паланкин императрицы мог свободно повернуть при подъеме по пандусу без препятствий. Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины — во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Проход по пандусу у нас занял 1.32 минуты.
Императорское ложе находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями. Им хорошо была видна вся служба, которая проходила внизу. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.
С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры — галереи, открывающиеся в центр храма арками. Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни смальтовая мозаика. Пол храма украшает прихотливый узор из порфира и цветных мраморов
В южной галерее находится массивная мраморная дверь, которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний. Дальше, по галерее расположена мраморная преграда, называемая "Вратами Ада и Рая".
В правом крыле второго этажа — пустующая гробница дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции дожа Энрико Дандоло. Он «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. Его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого он лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.
Задание:
Рассмотрите мозаику Последний суд, с подобным изображением встречались. Опишите, кто изображен на мозаике?
Слайд 11.
Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Именно такой канон изображения Страшного суда в русском православном иконостасе. Часть мозаики была сбита крестоносцами.
Слайды 12-13.
В восточной части южной галереи собора находится Мозаика 1044 г Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту.
Мозаика 1120 г Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина находится на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Саркофаг Ирины и текст на глиняных табличках Иоанна Комнина мы видели на первом этаже. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.
В левой части хор также находится и спуск на первый этаж по другому пандусу. Единственное отличие — пол пролетов пандуса тщательно обработан нарезкой из тонких длинных борозд. Это сделано для того, чтобы ступни носильщиков не скользили при спуске паланкина императрицы на первый уровень. В стенах этого подьема имеются мноргочисленные ниши, куда хоронили монахов.
После спуска мы попадаем в левую галлерею храма, здесь нет ничего интересного, кроме углубления в одной из колон. «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. “Плачущая” колонна является одной из 107 колонн здания. Ее также называют "колонной желаний", «потеющей», «влажной». Колонна покрыта медью, и в середине имеет отверстие, влажное на ощупь. Многие верующие стремятся прикоснуться к ней в поисках божественного исцеления. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода.
Слайд 14.
В романе итальянского писателя Умберто Эко «Баудолино» есть три героя: варвар-фантазер Баудолино, греческий историк Никита Хониат и Константинополь 1204 года. Умберто Эко – не только профессор семиотики, но и историк-медиевист. Горящий город Константина, только что взятый крестоносцами, можно посмотреть и сейчас – в современном Стамбуле. Эко, как и положено ученому, привык работать с реальными фактами.
Умберто Эко: «Храм был открыт, Никита вошел, не полагая, что варвары дойдут до осквернения святого места. Вошел и побелел от ужаса. Пространство было усеяно трупами, по ним скакали до невероятия пьяные всадники врага. Толпа крушила дубьем серебряную с золотом трибунную ограду.
Стеная обо всем увиденном, Никита заторопился в глубину храма, к тому столбу, который всенародно почитался как Потеющая колонна. И правда, при благоговейном прикасании поверхность выделяла сверхъестественную влагу.
Никита и Баудолино сидели один против другого в комнате на вышине. На три стороны открывались двойные окна. …третье окно было обращено на запад, и оттуда можно было бы наблюдать весь целиком Константинополь… Несмотря на самое раннее утро, нежного цвета небеса смеркались от дыма дворцов и базилик, снедаемых огнем».
Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. Мозаика с Императором Юстинианом, Богоматерью, император Константин. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор.
Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Остатки Базилики Феодосия (415 год) Руины Базилики Феодосия были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора Айя-София.
Заключение
Рефлексия: какую роль играет духовность, идеи в жизни человека, народа?
7